Не в коня корм, а в свинью. На заседании воронежского облправительства посчитали надои, привесы и деньги крестьян

icon 25/04/2022
icon 11:00
Важная новость
Не в коня корм, а в свинью. На заседании воронежского облправительства посчитали надои, привесы и деньги крестьян

Автор:

На этой неделе правительство Воронежской области подвело итоги 2021 года в сфере АПК. Несмотря на заявления губернатора о развитии промышленности региона, как о главном приоритете, экономику Воронежской области по-прежнему тянет за собой аграрный сектор и пищевая переработка. АПК – это единственный сектор региональной экономики, где заработная плата (39 тысяч рублей) превышает среднеотраслевую по стране.

В Воронежской области тема экономического самоопределения довольно болезненна. Бывший губернатор и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, успешно возглавлявший область с 2009 по 2017 годы, уже четыре года как перебрался в Москву, сменил несколько должностей, теперь – вице-спикер Госдумы. Но Гордеев по-прежнему глубоко погружен в проблематику региона, который теперь представляет на федеральном уровне как депутат. Опекунство Гордеева не нравится очень большому числу людей из окружения действующего губернатора Александра Гусева.

Гусев в своей жизни и профессиональной работе с селом никогда не был связан. Он - промышленник химического производства, куратор промышленности в правительстве региона, мэр областного центра. Доморощенные имиджмейкеры пытаются провести водораздел Гусева и Гордеева по линии противопоставления промышленности и аграрного сектора.

Противопоставление удобное для умственного восприятия, но, мягко скажем, ущербное. Во-первых, географию отменить не получается. А география Воронежской области, как ни крути, это черноземы и пашни. Воронежская область по итогам 2021 года, несмотря на тяжелейшие погодные условия (гибель 30% озимых, летняя засуха и затяжные дожди во время уборки) заняла четвертое место в России по объемам производства в сфере АПК и пищевой переработки, пропустив вперед только Краснодарский край, Ростовскую и Белгородскую область. В текущем году воронежцы белгородцев, наконец, обгонят – виды на урожай пока очень неплохие.

Во-вторых, с возрождением промышленности в нашем регионе после двух десятилетий распада как-то пока не ладится. Там, где есть оборонзаказ или ориентация на нефтегазовый комплекс, там все неплохо. В остальном, либо разруха, либо странные новые производства, вроде лепки пончиков или выпуска энергетиков. Конечно, надежды воронежцев в новых условиях связаны с кратным увеличением строительства самолетов на ВАСО, которое должно тянуть за собой и другие производства. Но это пока только надежды. Другие надежды – на человеческий фактор. Точнее, на колоссальный потенциал высшей школы, который сохранился с советской поры. Воронеж по-прежнему крупнейший вузовский центр страны, город студентов. Это воспринимают, как само собой разумеющееся, развивать потенциал не очень-то пытаются. Хотя здесь важную роль играет то, что крупнейшие вузы – это структуры федеральные, на их развитие не очень-то и повлияешь с регионального уровня.

На земле – на зерне

В 2021 году Воронежская область (3 млн га пашни, население – 2,3 млн человек) произвела сельскохозяйственной продукции на 335 млрд рублей (4,4% всего агропроизводства в РФ) и опередила Ставропольский край (3,9 млн га пашни, 2,7 млн населения), который произвел агропродукции на 272 млрд рублей. Таким образом, Воронежская область переместилась с пятого на четвертое место в РФ.

Из-за неблагоприятных погодных условий в Воронежской области было собрано лишь 4,3 млн зерновых и зернобобовых культур (годом ранее был рекордный урожай за все историю региона – 6,17 млн тонн). Тем не менее, регион занял 6-е место в РФ по валовому сбору. Вообще, урожай зерновых 2021 года – это самый низкий урожай за последние пять лет. А виды на новый урожай, напротив, очень благоприятные.  

Урожай сахарной свеклы составил 4,44 млн тонн. Это второе место по РФ и почти на миллион тонн больше, чем в 2020 году, но в целом ниже среднего урожая за последние пять лет.

Одним из приоритетов последних лет стало развитие промышленного садоводства. В минувшем году было заложено 574 га садов (годом ранее - 566 га). На сегодня самообеспеченность региона плодово-ягодной продукцией составляет 60%. Большой рост производства тепличных овощей – с 17 тысяч тонн в 2020 году до 21 тысячи в 2021 году. А в нынешнем сезоне в Бобровском и Семилукском районе будут введены новые тепличные комплексы, что увеличит урожай тепличных овощей еще на 14 тысяч тонн.

Надои и привесы, долги и вертолеты

Главным аграрным приоритетом региона, как повелось еще при Гордееве, является животноводство. Мы - третьи по производству молока в стране с результатом 853 тысячи тонн. 54% воронежского молока приходится на 17 молочных комплексов «Эконивы» Штефана Дюрра, а 12% на пять молочных комплексов «Молвеста» депутата Госдумы Аркадия Пономарева. Пока коровы доятся, Дюрр борется со своими немецкими и российскими кредиторами, которым должен на круг 1,7 млрд евро. А владелец бренда «Вкуснотеево» Аркадий Пономарев весь год безуспешно воевал с мэром Воронежа за возможность сохранить личную вертолетную площадку на своем головном заводе, который когда-то находился на окраине города, а теперь внутри многоэтажной застройки.

По мясу скота и птицы Воронежская область занимает третье место в РФ – 617 тысяч тонн в живом весе. Годовой привес – 12%. Мы можем, как обогнать Тамбовскую область (627 тысяч тонн), так и пропустить вперед Курскую (603 тысячи тонн). Белгородский результат, заложенный «общающимся» с загробным миром экс-губернатором Савченко https://voronezhnews.ru/fn_918096.html , в обозримом будущем не побьет никто – 1,7 млн тонн. В структуре воронежского мясного производства свинина составляет 58%, птица – 22%, говядина – 18%. Треть воронежской говядины идет в самые дорогие рестораны Москвы – это производство премиального мяса «Заречного». Про кредиты этого дальнего родственника Гордеева даже интересоваться небезопасно: один начальник местного Сбера спросил – тут же с работы вылетел. Теперь все помалкивают и переводят стрелки на Дюрра. https://business-magazine.online/fn_63818.html У него 14% всего мясного производства региона. Когда коровки перестают хорошо доиться, их приходится пускать под нож. Кстати, русский немец среди молочников прослыл довольно гуманным хозяином – у него коровки живут максимально долго, что не очень хорошо для надоев, но человечно. А вот знаменитый мэр Липецка Евгения Уваркина, когда была молочницей, своих коровок не жалела – резала в два раза быстрее немца. Теперь продолжает такую же кадровую политику в мэрии.

Свинина в Воронежской области – это «Агроэко», у предполагаемого зятя Гордеева Владимира Маслова, мужа доцентши МГУ Варвары Масловой, урожденной Гордеевой, 60% всего свиного производства региона, из 347 тысяч тонн. В этом году компания ввела еще два свинокомплекса на 31 тысячу тонн в год. Но проблемы Маслова лежат не в сфере экономики. Уже который год «Агроэко» пытается утихомирить жителей отдаленного Верхнемамонского района, готовых встать грудью против возведения свинокомплекса рядом с мемориальным Осетровским плацдармом. Судя по всему, в прошлом году свиньи победили людей – и спорный свинокомплекс был все-таки открыт, невзирая на протесты. Кстати, конфликтная ситуация в Осетровке стала даже предметом интереса украинских спецслужб, которые под видом «независимых журналистов» пытались профинансировать протест через местных оппозиционеров. Оппозиционеры решили, «шо его пробовать - сало як сало». В общем, оказались бдительными и патриотичными, украинских денег не взяли, но бузить продолжают, как и раньше – бесплатно. На фоне свиных приключений «Агроэко» 13% регионального производства свинины от «Черкизово», кажется, мало и скучно. А ведь «Черкизово», а не «Агроэко» - главный производитель мяса в стране.

Важное событие произошло в Бобровском районе. В марте активы бывшей местной птицефабрики, разорившейся после загадочной гибели от птичьего гриппа миллиона кур, выкупила фирма «Меркатор». Лот вместо первоначальных 315 миллионов ушел по минимальной цене в 51 млн. Хитрый немец Дюрр успел и здесь отметиться – именно он был инициатором банкротства птицефабрики и успел оторвать себе приличный кусок сельхозугодий. Новые хозяева будут растить своих кур на покупных кормах. Они уже завезли первых суточных цыплят. Годовая мощность возрождаемого предприятия должна составить 300 млн штук в год.

Самый западный район области, Нижнедевицкий, стремится стать центром птицеводства – здесь достраивается племенной репродуктор «Донская индейка» на 43 тысячи голов маточного стада, которое будет ежегодно давать 5,5 млн птенцов. А группа «Черкизово» начинает здесь же строительство комплекса по выращиванию бройлеров на 2 миллиона птицемест.

В общем, сырья – и живого, и растительного – хватает с избытком. Осталось его переработать, чтобы получить высокую добавленную стоимость. Воронежская пищевая переработка в 2021 году произвела продукции на 330 млрд рублей. Мы стабильно первые по подсолнечному маслу (15% всего производства РФ), вторые по сахару (14% в РФ), поэтому с сельскими дорогами у нас беда - везут семечку и сахар с перегрузом со всех соседних регионов. Удерживаем второе место в стране по конфетам (9% в РФ) и сливочному маслу (7%), но эти хоть дороги не портят.

К слову, проблема весо-габаритного контроля в регионе не решается никак – слишком сильны лоббисты. Тут, конечно, не аграрии виноваты, а «затесавшееся» в центр области крупнейшее в Европе производство щебенки. Ну, и колхозники, конечно, возят под сурдинку. На всю область всего три (!!!) стационарных пункта весо-габаритного контроля. И то, кажется, только один из них рабочий. (Федеральные трассы мы тут не учитываем, у них своя специфика, да и объезжать их все давно научились). Гайцам у нас раздолье, но с ними все давно обо всем договорились.

Можете смеяться, но до «вчерашнего дня» одной из важнейших государственных задач в сфере аграрной политики было развитие отраслевого экспорта. В 2021 году Воронежская область продала за рубеж продукции на 572 миллиона долларов, из них на 219 млн растительного масла, на 138 млн зерновых и еще на 118 млн готовой продукции АПК (шротов и тому подобное). Даже есть план на 2022 год – надо продать еды на 602 млн долларов. Но в сфере новых государственных приоритетов и введения экспортных квот на подсолнечное масло, кажется, эти планы придется существенно скорректровать. И начинать перерабатывать продукцию внутри региона. Наши свинки, птички и коровки готовы все сьесть и переместиться со всей добавленной стоимостью на торговую полку. Это огромный резерв развития для всей экономики региона, а не только для АПК.

Налоги, деньги, две субсидии

Воронежский АПК, точнее – тысяча юрлиц и фермеров, в 2021 году получили почти 8 миллиардов рублей субсидий (6 млрд из федерального бюджета и 2 млрд из областного). Льготным кредитованием воспользовались 1,3 тысячи аграриев на общую сумму 70 млрд кредитов, в том числе получили 54 млрд коротких и 16 млрд инвестиционных кредитов.

Крестьяне за год вернули в бюджетную систему в виде налогов 21,7 млрд рублей (14% всех собранных в области налогов). Это на 19% больше, чем в 2020 году. Таким образом, на рубль субсидий приходится почти три рубля налогов. Не считая еды.

Инвестиции в АПК в 2021 году составили 45 млрд рублей,  в том числе рекордные 22 миллиарда – в пищевую промышленность. (И это без учета еще не построенной пончиковой лепильни). За год создано 1,6 тысячи рабочих мест. По федеральной программе «Комплексное развитие сельских территорий» в регионе освоено 1,6 млрд рублей. Это, в том числе, 40 км водопровода, 5 км канализационных сетей и 26 км автомобильных дорог. Введено 2,6 тысяч квадратных метров жилья для сельских специалистов, реализовано почти сто проектов по благоустройству общественных территорий на селе.

И, как уже было написано в начале статьи, главный показатель - рост заработной платы крестьянина. Зарплата в секторе АПК достигла 39,3 тысяч рублей. Это на 14% больше, чем в 2020 году и на 4,5 тысячи рублей больше, чем в среднем в АПК по России. Доля сельхозпредприятий с низким уровнем заработной платы (ниже 25 тысяч) за год сократилась до 25%. Областные власти продолжают бороться в рамках своих компетенций за повышение оплаты труда крестьян и достойный уровень жизни на селе.

А семена уже закупают под урожай 2023 года. Мало ли.

Александр Пирогов