Крутой маршрут-2. Борисоглебск-Воронеж не догонишь, не купишь, не доедешь
Поездка из Борисоглебска в Воронеж становится опасным приключением
© Константин Лопухов
Новый 2024 год принес хаос в вопрос перемещения борисоглебцев из точки Б в точку В, то есть в Воронеж. Конфликт между арендатором борисоглебского автовокзала и двумя крупнейшими перевозчиками города вышел на новый уровень. Теперь на часть рейсов, отправляющихся с автовокзала на Воронеж, нельзя купить билеты. То есть купить-то билеты можно, но водитель с таким билетом вас просто не пропустит в салон. Полгода назад мы описывали историю борисоглебских автобусных войн в статье «Крутой маршрут». Настало время для продолжения.
Сначала напомним, что в мае муниципальное здание борисоглебского автовокзала сменило арендатора. Вместо ООО «Бус-тур», рулившего автовокзалом более 10 лет, после проведения конкурса стал воронежский предприниматель ИП Гончаров В.И. «Бус-тур», плативший за аренду символические 67 тысяч рублей в месяц, на аукцион не заявился, а новому арендатору работа в муниципальном здании обходится в 400 тысяч рублей в месяц. Совладельцы «Бус-тура» Александр Макаров (ИП Макаров) и Александр Обухов, занимающиеся автобусными перевозками еще с девяностых, не без основания думали, что никто на аукцион не сунется и они сумеют прогнуть администрацию города на снижение суммы аренды, а когда прогадали, то вынесли, вырвали с мясом все оборудование автовокзала. Новый арендатор все восстановил и автовокзал продолжил жить своей жизнью. Но конфликт не угас, а лишь тлел. Открыто заполыхало аккурат 1 января.
Вообще, у нового руководства автовокзала нет никаких проблем с перевозчиками, кроме как с бывшими арендаторами. Точнее, с ИП Макаров и сыном Обухова Игорем, гендиректором и единственным владельцем ООО «Воплощай мечты», одного из крупнейших перевозчиков в регионе. Между «Воплощай мечты» и ИП Гончаров идет арбитражный спор об урегулировании разногласий при заключении договора об оказании услуг на объекте транспортной инфраструктуры, которым является автовокзал. Спор идет, но на пассажирах это никак не сказывается. Обухов-младший ведет себя цивилизованно, пальцы веером не растопыривает. Билеты на рейсы «Воплощай мечты» продаются в кассе автовокзала и по ним можно уехать, не волнуясь, высадит вас водитель или нет.
В декабре автовокзал перезаключал годовые договора на обслуживание с перевозчиками. Договор стандартный для всех: комиссия 20% от цены билета плюс предусмотрены штрафные санкции за срыв рейсов или несвоевременное отправление. Все перевозчики, за исключением ИП Макаров, договор подписали. Макаров за три дня до нового года прислал свой протокол разногласий. По закону, у сторон есть тридцать дней на то, чтобы заключить договор-оферту, обязательный к подписанию, либо, если не договорятся, идти в суд. Макаров ждать суда не стал, а решил идти напролом. Как привык. Как в девяностые. Раз нет договора - значит нет посадки.
Но тут возникает очень много нюансов и обстоятельств. Хотя все, конечно, должно сводится к одному: а причем здесь люди?
Деятельность по осуществлению регулярных общественных перевозок - лицензируемая. Перевозки осуществляются на основании карты маршрутов, а работа автовокзала поднадзорна ФАС. Автовокзал, указанный в карте маршрута перевозчика, не вправе отказать пассажирам в продаже билетов на рейс. Законом регламентируются сроки продажи: начинаются не менее чем, за 10 дней и заканчиваются за 5 минут до отправления рейса. Автовокзал также обязан предоставлять всем перевозчикам, которые имеют в карте маршрута данный остановочный пункт, беспрепятственный допуск их транспортных средств. Чем собственно ИП Макаров сейчас успешно и на халяву пользуется. Кроме того, автовокзал включается в общероссийский реестр остановочных пунктов и обязан соблюдать одинаковые условия договора со всеми перевозчиками, к нему приписанными. То есть взять и просто махнуть рукой на этого Макарова и обеспечить ему все хотелки тоже нельзя - придется перезаключать договора со всеми перевозчиками. Вадим Гончаров говорит, что условия договора абсолютно стандартные, на таких условиях работают подавляющее большинство автовокзалов и автостанций страны. И тот же ИП Макаров заключает договор на аналогичных условиях на другой конечной остановке своего маршрута - Центральном автовокзале Воронежа.
Почему же здесь нашла коса на камень? Первое, что на поверхности - это месть. Ведь Макаров многие годы считал автовокзал «своим» и теперь платить какому-то воронежскому чужаку - это не по-пацански. Но есть и второе соображение. Это приличный неучтенный финансовый поток. Ведь билеты, продаваемые вне касс автовокзала, на 99,9% идут вообще мимо любой кассы. Деньги либо отдаются водителю наличными без документов, либо переводом на телефонный номер. Никаких контрольно-кассовых аппаратов в автобусах нет. Представители автовокзала попытались произвести контрольную закупку, то есть добиться получения билета. Сумели после долгих препинаний получить расходник, выданный ИП, зарегистрированным вообще в другом районе.
Но здесь еще один нюанс: нарушение правил посадки и высадки пассажиров согласно федеральному закону «Об организации регулярных перевозок автотранспортом» признается посадкой пассажиров в неустановленном месте и это уже существенное нарушение другого закона «О транспортной безопасности». Кстати, безопасников автовокзала, осматривающих каждый автобус перед отправлением, в автобусы ИП Макаров теперь просто не пускают.
И это еще не все. Вопрос в паспортах. Сегодня предъявлять паспорта необходимо только на междугородних рейсах, на внутриобластных и пригородных перевозках предъявлять документ, удостоверяющий личность не требуется. Правда, если вы соберетесь купить билет в электронном виде, заполнить графу «документ, удостоверяющий личность» все же придется. И все это в дальнейшем попадает в единую информационную систему. Благодаря этим мерам можно более-менее отслеживать перемещения граждан, что с учетом сложной обстановки и террористических угроз, является насущной необходимостью. ИП Макаров все это 1 января обнулил. И таким образом создал экстренную ситуацию, грозящую дестабилизацией обстановки. Давайте, только представим, что все перевозчики Борисоглебска последуют его примеру. Кстати, автобусы ИП Макарова ездят из Борисоглебска не только на Воронеж, но и на Москву.
Но ведь регламентируется не только работа автовокзала, но и работа перевозчика. Если он грубо нарушает правила перевозок, то свидетельство об осуществлении общественных перевозок по данному маршруту и карта маршрута должны быть отозваны. Не так ли? Но Александр Макаров такого развития событий, судя по его поведению, совершенно не боится, что, само по себе, должно вызывать вопросы.
А пока жалоба автовокзала (ИП Гончаров) находится на рассмотрении в управлении Госавтонадзора по ЦФО. Но чем бы не закончилось ее рассмотрение, Макарова это не заставит отступиться.
Ведь пацаны не извиняются и чужие билеты не признают.