Хроники безумного ректора. Во главе универа

Ректор, его жена и ее диссертация-4

icon 01/08/2024
icon 06:30

© СИ "Воронежские новости"

СИ "Воронежские новости"

По нашему мнению, уголовное дело ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого, обвиняемого в даче взятки за докторскую степень для его жены - это главное информационное событие даже не сегодняшнего дня, а последних нескольких лет. Слишком велика и сакральна должность ректора классического университета. И ничего подобного не было с тридцатых годов, когда ректоров репрессировали пачками, как и любых других руководящих работников. Ректор должен быть вне подозрений, это как само собой разумеющееся. Любого другого вуза - да, но не ВГУ. Не этого храма науки. Да что говорить, полгорода - выпускники универа. Здесь все учились понемногу. И для всех выпускников ректор - это что-то личное. Не конкретно Ендовицкий, а ректор вашей альма-матер. Ендовицкий же в несознанке, и в СИЗО - до середины августа. Его не менее знаменитый подельник профессор-экономист Юрий Трещевский тоже в несознанке, но в силу преклонного возраста под домашним арестом. Их защищают адвокаты Баевы, отец - ректора, дочь - подельника.

«Воронежские новости» трижды писали аналитические тексты, связанные с этим делом. Почитать можно тут и тут. И вот тут

В третьей части саги мы рассказали читателям, откуда взялся Дмитрий Ендовицкий, чем занимался в молодости, как двигался к вершине и как стал ректором самого крупного вуза Черноземья. Мы сделали вывод, что Ендовицкого к должности ректора вели очень загодя и очень методично. Теперь настала пора вспомнить, чем запомнился Дмитрий Александрович за тринадцать лет своего ректорского служения.

Один очень интересный эпизод из жизни Ендовицкого должен был фигурировать в предыдущей части нашего повествования, но узнали мы о нем уже после ее выхода. Мы обратили внимание, что в одном из интервью Ендовицкий называет своим учителем ныне покойного профессора журналистики Льва Кройчика, хотя, казалось бы, где они могли пересекаться?! Оказывается, еще в 2004 году Лев Ефремович написал про молодого, «перспективного» ученого целую книгу. Безудержный панегирик. Книга - это не фельетон, на ее написание нужно время и серьезные усилия, и за нее полагается серьезный гонорар. Что могло подвигнуть мэтра журналистики на написание банальной заказухи про человека, с которым раньше даже не был знаком и который моложе его на 36 лет? И кто уговорил Кройчика, и кто оплатил ему гонорар? Вряд ли кто-то конкретный, скорее в складчину. Напомним, что Лев Ефремович был не просто профессором и завкафедрой, он был еще и многолетним членом ученого совета ВГУ и был активным участником университетских подковерных игр. Тогдашний ректор ВГУ Иван Борисов избирался при закулисной поддержке Кройчика. Так или иначе, книжка Кройчика сыграла свою важную роль. В 2006 году завкафедрой, каких миллион, стал проректором ВГУ при новом ректоре Владимире Титове. Человеке немолодом и имевшим проблемы со здоровьем. Путь к вершине был открыт, надо только набраться терпения.

В конце 2010 года Титов должен был плавно переизбраться на второй срок. Но уже после выдвижения его вызвал губернатор Гордеев. Надо напомнить, что ректор вуза - это вообще-то федеральный чиновник и до Гордеева воронежские губернаторы в работу крупнейших вузов особенно не вмешивались, считая, что это не в их компетенции. Теперь все изменилось.

Выйдя из кабинета губернатора, Титов взял самоотвод в пользу «более крупного управленца» со словами: «Ректор крупнейшего в Черноземье вуза должен быть не только большим ученым, но и сильным менеджером». 27 декабря на выборной конференции университета за «сильного менеджера» Ендовицкого, сорока лет от роду, было отдано 62% голосов.

Я себя под Соросом чищу. Начало

Став ректором, Ендовицкий первым делом избавился от старой команды. Из ректората не по собственной инициативе ушли Владимир Титов, первый проректор Александр Ховив и проректор по учебной работе Елена Ищенко. Никаких внутренних соперников или недоброжелателей у юного ректора не было с первого дня. Он стал главным жрецом храма науки со столетней историей. Вместе с ним к власти пришел его родной экономфак.

Еще во время своей выборной компании Ендовицкий озвучил концептуальную идею, за которой очевидно чувствовалась мысль и воля Алексея Гордеева. «Своей главной задачей, - вещал Дмитрий Александрович, - считаю приобретение вузом нового статуса - национального исследовательского или федерального университета – в ближайшие полтора-два года». В конце марта Ендовицкий рассказал журналистам, что ВГУ подготовил проект создания на своей базе Центрально-европейского федерального университета (ЦЕФУ). Проект, в котором предполагалось изменение названия университета, был одобрен на учебном совете ВГУ. Сразу была и озвучена цена создания - 8,5 млрд, из которых 5 млрд предполагалось взять из федерального бюджета. Проект, конечно, был, но теперь в свободном доступе он отсутствует. Непонятно даже, кто концепцию этого ЦЕФУ писал. «Коллектив авторитетных специалистов», сказано в чудом сохранившейся аннотации. Вот пространная выдержка из обращения редколлегии «Вестника ВГУ» - это все, что осталось на сайте ВГУ от грандиозной идеи:

«Как известно, в Центральном федеральном округе, единственном из федеральных округов, в настоящее время нет университета такого статуса. Авторы материалов, представленных в этом номере журнала, объективно стремятся показать, что именно ВГУ соответствует требованиям Закона о федеральных университетах. И хотя правительственное решение еще не принято, полагаем, что для читателя будет интересно ознакомиться с мнением губернатора Воронежской области А. В. Гордеева, Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, президента Торгово-промышленной палаты РФ С. Н. Катырина, председателя Совета ректоров вузов Воронежской области, ректора ВГУ Д. А. Ендовицкого. Полностью публикуются Концепция создания и развития ЦЕФУ, подготовленная коллективом авторитетных специалистов, а также ряд официальных документов и других материалов по названной теме».

В благодарность за положительную рецензию на ЦЕФУ и «за приращение знаний в сфере политических наук» Патриарху Кириллу присвоили звание почетного доктора ВГУ. Для этого собирали внеочередное собрание ученого совета ВГУ, докладывал Ендовицкий. «Коммерсант» иронично писал: «Какие конкретно заслуги у Патриарха есть перед ВГУ, в вузе не стали уточнять. Присвоение Кириллу почетного звания может быть связано с борьбой вуза за статус федерального университета». Не прокатило даже с божьей помощью.

Идея создания федеральных университетов «как наивысшего вида высших учебных заведений» зародилась в 2006 году, а в 2010 году окончательно сформировались десять федеральных университетов. Единственным округом, где не было своего федерального университета был ЦФО. Есть МГУ, но у него особый статус - выше наивысшего. С идеей ЦЕФУ насались целый год. На каком-то заседании «Единой России» в Брянске, где участвовал председатель правительства Владимир Путин, Ендовицкому дали выступить и он толкнул агитационную речь за ЦЕФУ. Воронежские СМИ потом писали, что Путин «идею одобрил». Поди, проверь - может, кивнул, может, подморгнул, а, может, мимо ушей пропустил. Уравнять МГУ и ВГУ в статусе - дерзкая затея.

В ноябре 2011 года концепция создания ЦЕФУ обсуждалась на самом высшем уровне - между президентом Медведевым и губернатором Гордеевым. И снова, если верить воронежским СМИ, была высочайше одобрена. Но на этом дело застопорилось без каких-либо объяснений. Пропал ЦЕФУ без следов, как корова языком слизнула.

Кстати, очень любопытен выбор названия - Центрально-европейский федеральный университет. Узнать бы кто его придумал?! С 1991 года в Вене существует почти почти одноименный - Центрально-европейский университет. Существует на деньги Джоржа Сороса (фонд - 400 млн евро). Цель ЦЕУ - «развитие открытого общества и демократии в странах Центральной и Восточной Европы и странах бывшего Советского Союза». С октября 2023 года ЦЕУ признан нежелательной организацией в России. Случаен ли был выбор названия, которое должно было прийти на смену родной аббревиатуре ВГУ? Не знаем, не знаем. Но лезть к Путину с такими названиями мог только полезный идиот. При всей своей энергичности Дмитрий Ендовицкий редко выходил за рамки этого амплуа. Ведь если тебя кто-то тайный двинул наверх, то ты должен быть этому кому-то полезен. Всегда, каждую минуту. Перестаешь быть полезным - выкидывают. Иногда это происходит в жесткой форме.

Тема денег Сороса и ВГУ обширна и многогранна. Началась экспансия Сороса в универ задолго восхождения Ендовицкого, но на нем, увы, не закончилась. Десятки, если не сотни преподавателей универа в своей биографии указывают «соросовский профессор». Не за деньги ли Сороса писал Кройчик биографию будущему «более крупному управленцу»? Не напрямую, конечно.

У России есть свой «Сорос» - Михаил Ходорковский (внесён в список иноагентов Минюстом РФ). По стечению обстоятельств, последним местом в России, где публично выступал Михаил Борисович перед своей посадкой, был как раз ВГУ. Ендовицкий тут не причем. В 2003 году он был еще совсем молод. Но спустя 10 лет, в день, когда Ходорковский вышел на свободу, ректор Ендовицкий выдал эпохальный шедевр на своей странице в «Твиттере»: «Последнее место, где был великий узник Ходорковский до задержания – это ВГУ. Приглашаю к нам опять». Ходорковского Ендовицкому потом долго будут вспоминать. Великий узник, да уж - нарочно не придумаешь. Вот и сам теперь стал.

В опале у Гордеева

А что же Алексей Васильевич? Осмелимся предположить, что после неудачи с ЦЕФУ интерес Гордеева к ВГУ сильно уменьшился. Нет, Алексей Васильевич регулярно раз в год приглашал ректора для доклада, помогал решать какие-то бытовые вопросы вуза - общаги, бассейн построить, но все это уже были вопросы совершенно другого масштаба. Перейдя в начале 2018 года из губернаторов на временную должность полпреда президента по ЦФО Гордеев первым делом учредил именные стипендии по 10 тысяч рублей для четверых студентов, которые до сих пор оплачивает из собственной зарплаты.

Был ли при попытке создания ЦЕФУ какой-то косяк со стороны Ендовицкого или задача была изначально неосуществима, на этот вопрос может ответить только сам Гордеев. Забегая вперед, в начале 2021 года, когда перешел срок для третьего переизбрания Ендовицкого, Минобрнауки внезапно поставило согласование кандидатуры Ендовицкого на неприлично длительную паузу. Ректор долго метался и нервничал, но в конце концов понял, что пауза возникла неспроста. И пошел на поклон… нет, не к самому Гордееву, а к вице-губернатору по внуполу Сергею Соколову. Посредник нижайшую просьбу принял и передал патрону.

Возможно, Алексей Васильевич и похлопотал. В любом случае, в марте Ендовицкий переизбрался. А потом произошло странное событие. В апреле почетный доктор ВГУ Алексей Гордеев, уже вице-спикер Госдумы, фактически в рамках предвыборной кампании лично приехал в универ посмотреть на лабораторию искусственного интеллекта, но встречал Гордеева не Ендовицкий, а первый проректор Елена Чупандина. Вероятно, Ендовицкий, к этому моменту ставший откровенным сибаритом, находился в зарубежной командировке. Командировочные - космос. И себе, и боевой подруге, и проректору по экономике. На сумму с такой одной командировки можно год целую кафедру содержать.

Почему же Дмитрий Александрович не бросил все, не отменил поездку, чтобы лично встретить Гордеева? Ведь преданность у чиновников превыше всего. Возможно, Гордеев знал о командировке Ендовицкого и специально устроил визит в неудобные числа, чтобы испытать преданность бывшего протеже. Но это лишь догадка.

Принимавшая Гордеева Чупандина сегодня не только и.о. ректора, но и фактически могильщик Ендовицкого. Как только он переехал в СИЗО, проректорша инициировала масштабные проверки хозяйственной деятельности ректората. Особенно пристально изучаются зарубежные вояжи Ендовицкого и его свиты, в которую Чупандина не входила. Ендовицкий за год мог совершать по десять и больше зарубежных поездок.

На сайте ВГУ, в разделе «Международное сотрудничество», приведен полый перечень действующих международных договоров ВГУ. Где-то это реальное сотрудничество, где-то ничего не значащие «меморандумы о взаимопонимании», призванные оправдать поездку руководства. Ендовицкий любил хвастаться, что он очень любит Китай, «в котором бывал раз двадцать», но из 165 договоров - 87 с недружественными странами. Только в Великобританию ректор ездил шесть раз. Привез ли, что ценное - неведомо. Но часто полезное совмещалось с очень приятным. Особенно хорошо участвовать в ученых симпозиумах на Карибах - Куба, Доминикана, шик-мамазузу-бабули-е.

В общем, если в деле Дмитрия Александровича появятся новые эпизоды, можете не сомневаться - Чупандина постаралась. Берите в турпоездки за казенный счет не любовниц, а заместительниц!

Наверное, зря тогда Ендовицкий пошел на третий срок - уходить надо вовремя. Этот сюжет наглядно показывает изменение дистанции между Гордеевым и Ендовицким за время ректорства последнего.

У вас силикон отклеился

Вернемся в начало. Не сумев пробить ЦЕФУ, Ендовицкий от маниловских идей не избавился. В 2013 году ВГУ инициирует создание воронежской «Силиконовой долины» - Центра информационных технологий площадью 20 тысяч квадратных метров, который должен был бы объединить образовательные и исследовательские процессы, здесь же планировалось размещение представительств крупнейших IT-компаний и бизнес-инкубатор. Цена вопроса - около одного миллиарда рублей, срок реализации три года в рамках государственно-частного партнерства. Вложения ВГУ - 15%. Локация - от корпусов экономфака и журфака на Хользунова с выходом на Московский проспект. Участок 1 га, смежный с «Памятником Славы», был в федеральной собственности и находился в оперативном управлении ВГУ. Никто даже не задумывался, что вообще это братская могила для десяти тысяч защитников города.

Концепцию «долины» с дизайн-макетом Ендовицкий представил Гордееву, тот благосклонно одобрил. Но заниматься поручил заместителям. То есть самоустранился. А без поддержки Алексея Васильевича идея была обречена на провал. Таким образом, за первую ректорскую пятилетку Ендовицкого было два проекта стратегического характера. Оба закончились ничем. Пришло Дмитрию Александровичу время переизбираться, а тут как назло федеральный центр резко сократил финансирование. Тем не менее, переизбрание в 2016 году прошло без проблем.

Для понимания. Сегодня бюджет ВГУ составляет 2,8 млрд, из которых 1,5 млрд - это деньги из федерального бюджета, а 1,3 млрд - это собственная хозяйственная деятельность по договорам об оказании платных образовательных услуг. Есть еще пожертвования в эндаумент-фонд ВГУ, но там скромные 20 млн. Раз в год ректор отчитывается за расходуемые деньги перед ученым советом ВГУ, который сам же и возглавляет. Деканы просят, кто починить крышу, кто отрыть столовую. На этом аудит заканчивается. Со стороны кажется, что система контроля за расходованием денег, особенно от собственной хозяйственной деятельности, стремится к нулю. А возможностей для левого заработка универ предоставляет очень много. Но не всем. Сначала желательно получить должность в ректорате.

О том, что Ендовицкий - это про деньги, а не про науку, наглядно говорят заголовки его интервью: «Образование — как бизнес: в нем нельзя останавливаться», «Я мог бы стать очень богатым человеком».

Про науку при Ендовицком лучше всего говорит трагикомическая история про «твердую воду». В 2015 году на химическом факультете ВГУ был презентован проект некоего сорбента, названного «твердая вода», способного впитывать воду, а затем «отдавать» ее растениям в засушливый период. Тем самым, вдвое сокращая объем требуемого полива. Инициатором создания «твердой воды» был сам Ендовицкий и вице-губернатор по АПК Анатолий Спиваков, ныне, какое совпадение, подсудимый по особо крупному мошенничеству. Утверждалось, что воронежские ученые взяли мексиканское изобретение, которое было не востребовано из-за дороговизны, и сумели его модернизировать так, что гранулы «отдавали» не только воду, но и питательные вещества. Из килограмма «твердой воды» можно было получить 500 литров очень сырой и очень питательной воды. Всего за 10 баксов. Исследования под руководством профессора химии Вячеслава Кузнецова шли шесть лет, но до практического применения так и не дошло. Величайшие алхимики мира переворачивались в гробах, а изобретатель графена акадэмик Петрик кусал пальцы.

В опытах по созданию «твердой воды» участвовал аспирант Дмитрий Быковский. В 2021 году Быковский и его подельник айтишник Харламов отравили профессора хлороформом, просто перестарались при ограблении, расчленили тело и несколько месяцев пытались растворить его в кислоте. Научный эксперимент закончился двадцатью годами строгого режима. Рецепт «твердой воды» можно считать утраченным.

После первого переизбрания Ендовицкий сделал еще одну, последнюю попытку вырастить университет «вширь». С начала 2016 года в стране устраивали очередную реформу высшего образования - укрупнение вузов путем создания так называемых «опорных университетов». Смысл: к крупному вузу в регионе присоединяли один или несколько помельче. Тем, кому посчастливилось, капало дополнительное федеральное финансирование. На первом этапе планировалось создать 12 «опорных университетов». В Воронежской области с мучениями и скандалами объединили «политех» и «строяк», после чего ректора Колодяжного посадили за растрату. В 2017 году ВГУ подал заявку в Минобрнауки, но почему-то хотел, чтобы его «объединили» с самим собой. То есть просто дали статус «опорного» вуза и много денег, ничего не меняя. «Потому что мы хорошие». История не прокатила: заявка ВГУ на соискание статуса «опорного вуза» оказалась единственной в стране, которую министерство отклонило. Третий поход за большими деньгами ректор проиграл. Можно было сгореть со стыда, а можно сделать вид, что не очень-то и хотелось и идти дальше.

Идти пришлось - на горизонте маячил столетний юбилей вуза. Его долго собирались превратить в грандиозный городской праздник, но почему-то с финансированием из бюджета то ли города, то ли региона. Ректор строил очередные маниловские планы, но так что бы это было на халяву. День университета совместили с днем города - 15 сентября. Итог оказался плачевным - не было ничего из намеченного и публично озвученного - ни городского салюта, ни праздничного концерта. Единственное - прошел довольно странный и малочисленный парад «людей в черном» - выпускников в мантиях, который на фоне общегородских мероприятий никто по большому счету и не заметил. Были какие-то банкеты для випов. Преподавателям же выдали премию 35% к окладу. Возмущению не было предела. Вспомнили, что при других ректорах к 1 сентября давали по 50% премии, и безо всяких юбилеев. А вот при Ендовицком эта премия оказалась первой за восемь лет.

А еще 47-летний на тот момент Ендовицкий очень хотел стать почетным гражданином Воронежа. Причем в документах так и было указано - «в связи со столетием ВГУ». Как будто без Ендовицкого универ до ста лет бы не дотянул. Мэрия не стала спорить и направила документы в гордуму. Городские депутаты вообще-то и раньше раздавали звания «почетных» довольно странным людям, но в этот раз Ендовицкого прокатили с неприличным результатом. За его кандидатуру проголосовал всего один депутат.

На этом мы закончим очередную главу. Про поэтический дар ректора, про его военно-патриотические подвиги в придорожных забегаловках и, вообще, о финале его карьеры поговорим в следующий раз.