85% россиян сами отдают деньги аферистам
85% россиян сами отдают деньги аферистам
© СИ "Воронежские новости"
85% жертв мошеннических действий сами передают свои деньги в руки аферистов. Статистику привели на пресс-конференции воронежского ВТБ.
На самые распространенные схемы телефонного мошенничества пришлось до 80% всех инцидентов с января по октябрь 2024 года. Чаще всего злоумышленники представлялись лже-сотрудниками банков и операторов связи, на втором месте – звонки якобы из государственных органов. В третьем сценарии клиентам предлагают заработки за счет фейковых инвестиций, подработки в интернете. Большую часть звонков в этом году мошенники совершали по мобильной связи – 67%. Остальные 33% мошеннических звонков поступают через мессенджеры.
Мошеннические атаки направлены против людей любого пола, возраста, социального статуса и места жительства. Но в первую очередь, злоумышленников привлекают люди среднего возраста, поскольку они много работают и имеют деньги.
На рынке меняется портрет самих мошенников – сегодня чаще всего это финансово грамотные профессионалы, хорошо разбирающиеся в психологии людей, умеющие в нужный момент оказать давление на собеседника. По нашим данным, в этом году мошенники стали активнее манипулировать своими жертвами, например, используя персональную информацию о них. Например, при звонке к жертве обращаются по имени-отчеству. Схема обмана подбирается с учетом возраста, социального положения, статуса клиента и оформленных на него банковских продуктов.
Как сохранить свои деньги?
Эти простые правила повторил воронежцам управляющий банка ВТБ Игорь Нестеров.
- Не отвечать на звонки и сообщения с неизвестных номеров.
- Прекращать общение с подозрительными лицами, даже если они представляются сотрудниками банков, органов власти и ведомств.
- Подключать блокировку спам-звонков от операторов сотовой связи или известных надежных разработчиков ПО – себе и членам семьи, настроить лимиты по операциям с картами и счетами в онлайн-банке.
- Внимательно читать коды, поступающие в СМС из банка, сотовых операторов, и никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать их.
- Не устанавливать неизвестные приложения на смартфон, не производить демонстрацию экрана смартфона.
- При утрате карты, телефона, sim-карты – незамедлительно проинформировать банк.
- Проводить профилактические беседы с членами семьи (дети, люди старшего поколения) о том, как действовать в случае звонков мошенников.
- При получении в мессенджеры сообщения от родственников или знакомых с просьбой помочь и перевести им деньги, перезвонить написавшему и уточнить просьбу.