«Бизнес журнал» рассказал о состоянии и перспективах санаторно-курортной отрасли России

© ООО "Региональные новости"
Персоной февральского номера «Бизнес журнала» стал медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаил Данилов.
Активный туристический сезон на низком старте. Туристы уже раскупают Турцию на майские, стараются успеть на горнолыжные курорты и сильно заранее бронируют места в санаториях ряда регионов. Чтобы успеть первыми сделать лучший выбор в топовых локациях, желающим поправить здоровье приходится начинать почти за год. При этом под вопросом отдых в суперпопулярной Анапе, пятна мазута «доползли» до Крыма — круг возможностей слегка сужается, но в игру вступают новые игроки — санатории Приазовья. Море, солнце и целебные источники у них тоже есть, но смогут ли они составить конкуренцию уже раскрученным локациям?
Диалог с медицинским директором Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаилом Даниловым начали с текущей информационной повестки, но стратегическая цель интервью — сконцентрироваться на состоянии санаторно-курортной отрасли и перспективах, которые у нее есть. Интерес к ней заметно подрос, но хватает ли этого импульса для активного роста и развития? Судя по мнению большинства экспертов, спрос здесь по-прежнему превышает предложение, а инвестиции в этот конкретный сегмент существенно отстают от темпов отельного бизнеса.
— Что на сегодня можно сказать о последствиях разлива мазута в Анапе для санаторно-курортной отрасли?
— Сейчас очень мало точных данных о ситуации, и ещё меньше точных научных прогнозов. Я имею в виду данные объективного анализа морской воды, грунта, оценки предельно допустимых концентраций, допусков к купанию. Из диалогов с широким кругом отраслевого сообщества, которые поддерживает Ассоциация, мы видим, что работающие в Анапе коллеги в моменте по-разному оценивают ситуацию, и это нормально.
И, конечно, нет точных прогнозов, как все изменится под воздействием более высоких температур. Кто-то считает, что мазут ещё всплывёт, но, повторюсь, это не научные прогнозы, а скорее ожидания и предположения. Поэтому пока многие оценки можно считать субъективными. Кто-то, рядом с кем пляжи убраны и мало подверглись выбросам, относительно спокоен, другие же опасаются спада спроса. Некоторые гости и крупные заказчики, по словам отраслевиков, отменяют брони, другие сообщают о сохранении глубины бронирования и уверены в сезоне. У оздоровительной сферы есть преимущество — если санаторий обладает сильной медицинской базой, то для людей, которые едут туда на лечение, то, что происходит на море, волнует не в первую очередь, так что последствия разлива могут быть не главными при принятии решения о поездке. Мы допускаем, что на некоторых пляжах купание на море будет затруднено, но нужны точные ответы ближе к началу сезона, когда будут анализы и допуски, а не субъективные рассуждения по этому поводу.
— Каковы ваши ожидания от сезона-2025?
— На сезон будут оказывать воздействие два противодействующих фактора. С одной стороны, есть все основания для сохранения спроса. Выездной туризм по-прежнему ограничен, прежде всего, из-за ценового фактора. Объем выездов сильно уменьшился: с 20 млн в 2019 году до 7 млн в 2023. Частично этот поток переместился на внутренний рынок и распределился по всем видам, в том числе оздоровительному отдыху. К этому присоединились прочие факторы: последствия пандемии, послестрессовые состояния, тренд на заботу о здоровье. В текущей ситуации, пока все неспокойно, можно ждать роста внутреннего туризма в целом и в санаторно-курортной отрасли в частности.
Однако есть и существенный контрфактор — быстро растущая стоимость отдыха. Пока он сказывается не на количестве отдыхающих на курортах и в санаториях, а на средней продолжительности отдыха — она понемногу снижается, пока не существенно, в среднем на десятые доли процента в целом по году. Отсюда могу сделать следующий прогноз: общие цифры объема отдыхающих по санаторно-курортному отдыху сохранятся, и, возможно, в предстоящем году прирастут, но не более чем на 2–4%. Возможно, из-за разлива мазута в Краснодарском крае мы увидим незначительное перераспределение потоков по другим регионам. Большого прироста мы не ожидаем, потому что в отрасли довольно медленно появляется новый высококачественный номерной фонд, чтобы удовлетворить требования клиентов.
— Белорусские санатории сколько забирают? Чем они лучше российских?
— Белорусские санатории — это классика, они сохранили все традиционные форматы, в них хорошо стандартизирован сервис, где-то отдых в них без особой экзотики и новизны, но качественный для среднего ценового сегмента, при прочих равных размещение с лечением в них нередко стоит дешевле российского. Играет роль и сила новых впечатлений — все-таки это выезд в другую страну, оздоровление совмещается с культурно-познавательным туризмом.
— За прошлый год заметно подрос по числу отдыхающих Бердянск. Как вы оцениваете шансы Приазовья переманить к себе часть турпотока?
— С точки зрения природной составляющей у региона хороший потенциал: есть море, пляжи, природно-лечебные факторы, многие курортные локации давно известны курортологам. Конечно, сейчас действует фактор повышенной опасности, сложная логистика, инфраструктура пока не восстанавливается, качество номерного фонда в основной массе не очень высокое — это текущий статус. Но спрос весьма разнообразен, ценовых сегментов в туриндустрии множество — у недорогого сегмента всегда есть свой покупатель. Перспективы же роста привлекательности приазовского региона для оздоровительного туризма напрямую будут зависеть от обстановки и от заинтересованности инвесторов в развитии региональных курортов.
— Можно ли говорить, что за последние несколько лет курортная отрасль в целом, а не только в отдельно взятых регионах, стала активнее развиваться на волне тех трендов, о которых вы упомянули?
— Внимание к санаторно-курортному лечению растет. Мы констатируем, что люди все более осознанно выбирают отдых с заботой о здоровье. Могло бы быть больше. Курортная индустрия состоит из нескольких сегментов, кроме санаториев, есть велнес и СПА-отели, другие форматы, не по всем у нас есть официальная статистика. Отдельные виды отдыха сложно поддаются подсчетам: например, гостевые дома. Как правило, это неконтролируемые сегменты, далекие от медицины, поэтому мы больше наблюдаем за санаторным сегментом, так как он прозрачен и измерим. И мы видим, что за последние несколько лет бурного развития внутреннего туризма в нашей нише на ведущих курортных направлениях сложилась парадоксальная ситуация. Средняя загрузка санаториев в РФ по году — порядка 48%, но в популярных санаторно-курортных локациях наблюдается острый дефицит мест.
Люди вынуждены покупать путевки сильно заранее, чуть ли не за год, в среднем глубина бронирования санаторного отдыха в популярных регионах составляет девять месяцев. При этом существенная часть объектов в целом по отрасли остается недозагруженной, и, как правило, это те, кто обладают устаревшим номерным фондом. Его по-прежнему очень много по стране, и он довольно медленно реновируется. И наоборот, те, кто вовремя обновил инфраструктуру, получают больший и стабильный поток отдыхающих.
— Как в целом выглядит ситуация с местами размещения в санаторно-курортной отрасли?
— Когда мы сравниваем эталонный для туриндустрии 2019 год с 2023, по которому есть полная статистика, мы видим, что число посещений санаториев увеличилось в среднем на 350 тысяч человек в год. За это же время, по данным статистики, в отрасли прибавилось 13,5 тысяч мест. Поскольку мы точно знаем, что новые санатории в этот период практически не открывались (в лучшем случае стартовал один новый объект в год, и только в 2024 году вновь открылись три санатория, причём два из них — после реновации), можно точно предположить, что новые места — это в основном обновлённый номерной фонд. И далее можно сделать закономерный вывод: отрасль прирастает в объёме спроса ровно на столько, сколько создаётся номеров «нового качества». Поэтому можно также уверенно полагать, что потенциал роста спроса (количества отдыхающих) в отрасли есть, и самые высокие шансы получить хорошую заполняемость именно у новых или обновлённых объектов.
— Что сегодня влияет на клиентский выбор санатория, и насколько ему важна официальная классификация, категория конкретного санатория?
— По моему убеждению, стремление искусственно, нормативно разложить по категориям оздоровительный сектор, разделить его на чёткие разделы: велнес отдельно, спа отдельно и так далее, преследуя одновременно цели госрегулирования отрасли и удобство для потребителя, — задача мало выполнимая, так как запросы у этих заинтересованных сторон разные.
Разные категории объектов оздоровительного отдыха терминологически очень сильно пересекаются, «переходят» друг в друга, поэтому достичь единого мнения, по какому принципу делить, будет трудно, а административной формализацией можно вообще убить продукт.
Для клиента подобная разбивка — еще бо́льшая путаница, придется как-то объяснять разным клиентским группам, чем отличаются между собой категории. При этом мы видим: когда люди хотят определиться в выборе, они смотрят, что даст им продукт. Отличить форматы оздоровительного отдыха с точки зрения клиентского запроса несложно, ведь каждый гость подбирает себе отдых, исходя из своей индивидуальной цели. На сайтах организаций всё подробно предложено именно в таком контексте.
Как правило, подбор, например, санатория определяется диагнозом, ищут конкретные программы по конкретным заболеваниям, а в других форматах оздоровительного отдыха запросы уже другие.
Поэтому классификационные категории, на наш взгляд, должны сначала «созреть» в сознании аудитории, и тогда, может быть, их можно будет формализовать, а иначе ими просто никто не станет пользоваться.
Если брать за ориентир «звёздность» в отельном сегменте, то это уже сложившаяся общемировая градация, но она вызревала много лет в сознании аудитории, и все же пока она только градуирует уровень сервиса и то преимущественно при размещении в номерном фонде и частично в питании, никак не касаясь оздоровления.
При подборе санатория куда более важный и сложный вопрос для потребителя: как между ними выбрать, понять, какой из них будет оптимален с точки зрения достижения результата при конкретном диагнозе? Турагентства даже не берутся за эту задачу, поскольку специалисты такого профиля в дефиците. Клиенту нужна не классификация, а маршрутизация, помощь опытного специалиста.
— А как регулируется вопрос качества услуги, предоставленной в санатории? Он вообще актуален для санаторно-курортной индустрии?
— Медицина стоит на фундаментальных основах качества и безопасности, в ней не может быть услуг ниже определенного качества, иначе это не медицина, а преступление. Предоставлять кому бы то ни было медицинскую помощь качеством ниже, чем другому, не соответствует принципам гуманности и медицинской этике, поэтому медуслуги не градуируют по уровню качества на несколько ступеней или «звёзд». Есть государственные стандарты и порядки оказания медпомощи, которым организация должна соответствовать по умолчанию, если у неё есть лицензия. А если говорить о качестве сервиса в номерном фонде санатория, то он теперь тоже стал объектом категоризации по системе «звёздности», которая и для санаториев стала обязательной.
— Санаториев какого профиля не хватает на рынке? Есть ли свободные ниши, или вопрос стоит по-другому: больше санаториев, хороших и разных?
— Сейчас, прежде всего, не хватает любых санаториев с качественным номерным фондом и современной инфраструктурой. По мере насыщения предложения и роста конкуренции между качественными объектами будет возникать необходимость углубления медицинской специализации, и тогда участники отрасли будут делать выбор: кто-то будет создавать монопрофильные санатории, специализирующиеся на лечении одной группы заболеваний, или ещё более узкие форматы, к которым относятся medical-spa, клиники превентивной медицины и другие. В массовом сегменте, возможно, более эффективны будут многопрофильные учреждения, в них лечение и отдых, как правило, будут дешевле, чем в монопрофильных. К тому же люди чаще всего имеют несколько нюансов по здоровью, поэтому им нужно многопрофильное лечение, оздоровление, профилактика. Сейчас в отрасли реализуется примерно 20 инвестпроектов, и для них явно есть простор.
— Многие эксперты санаторно-курортной отрасли заявляют, что инвестиции в нее существенно меньше, чем в другие виды отдыха. Почему так?
— Если говорить об общей сумме средств, привлечённых в инфраструктуру оздоровительного туризма в сравнении с другими видами объектов гостеприимства, то, безусловно, согласен. Инвестиции сосредоточены в отельном сегменте, который в принципе значительно больше сам по себе.
В то же время логика инвесторов, предпочитающих вкладываться в отели, понятна. Все, что связано с медициной, сложнее с точки зрения набора необходимых компетенций. Медицинским учреждением сложнее управлять, подобный проект уже на входе требует больше знаний и несет в себе больше рисков. Прибавьте к этому дефицит медперсонала — его и в базовой медицине не хватает, и в санаторно-курортной сфере тоже.
В санаторной индустрии гораздо меньше крупных игроков, между тем в отельном бизнесе много сетей, они могут привлекать больше инвестиций за счет масштаба. В больших сетевых структурах есть менеджерские команды, которые организуют инвестиционный процесс на регулярной основе.
В санаторном сегменте больше одиночных игроков, они самостоятельно решают все операционные и инвестиционные задачи. Отельный сектор пользуется готовыми стандартами, в санаториях они сложнее — фактически они только создаются. На фоне всего этого крупному бизнесу в отельной сфере проще масштабироваться.
— Что поможет санаторно-курортной отрасли привлечь больше инвестиций?
— Ответ очевидный: более доступные кредиты. В отрасли уже появились одиночные участники, которые хотели бы развивать санаторный профиль, но деньги сейчас очень дорогие. Мы считаем, что оздоровительный туризм нуждается в приоритетной адресной программе господдержки инвестиций. Инвесторов, желающих развивать именно санаторный формат, не так много, необходимо создавать дополнительные стимулы, чтобы их становилось больше, и начать надо с субсидирования ставки по кредиту, она должна составлять для проекта по санаторному профилю менее 3%. Оптимально было бы создавать инвестиционные инструменты, нацеленные на реновацию существующих объектов. Пока же большинство отраслевых участников имеют возможность развития только за счёт реинвестиции собственных средств, либо, если это касается ведомственных и корпоративных санаториев, за счёт средств «материнских» компаний и ведомств. Государству необходимо взять на себя формирование положительного имиджа санаторно-курортного лечения и более глубокую интеграцию этого звена здравоохранения в заботу о здоровье граждан.