
Почему 8 воронежских депутатов избежали уголовного преследования по делу Бавыкина и Васьковой?
Почему воронежские депутаты избежали «уголовки» за взятки Бавыкину на выборах

© Воронежская областная дума
В скандальном деле Юрия Бавыкина и Светланы Васьковой о мошенничестве на выборах 2020 года оказались замешаны несколько воронежских депутатов. Восемь из них избежали дальнейшего уголовного преследования, что вызвало немало вопросов. «Воронежские новости» постарались разобраться в этой ситуации и ответить на вопрос, почему депутатов, давших взятки Бавыкину, не привлекли к ответственности. Помогали нам в этом коллеги из юридической сферы, знакомые с материалами дела.
В первую очередь стоит отметить, что уголовное дело проходило по статье 159 УК РФ — мошенничество, то есть о даче и получении взятки речи не шло изначально. Депутаты, написавшие заявления на Бавыкина и Васькову, шли как потерпевшие, ими стали 8 человек: Сергей Кудрявцев (400 тыс. рублей), Александр Жуков (500 тыс. рублей), Иван Кандыбин (1 млн рублей), Дмитрий Лукинов (720 тыс. рублей), Елена Губина (455 тыс. рублей), Вадим Клецов (250 тыс. рублей), Дмитрий Крутских (1,2 млн рублей) и Александр Чуфинев (2 млн рублей).
Андрей Прытыкин (250 тыс. рублей) выделился из списка «бавыкинских» депутатов тем, что суд не признал его «потерпевшим». Тогда депутат пытался доказать свою непричастность к делу Бавыкина-Васьковой во время рассмотрения апелляции уже после вынесения приговора, однако судей возмутила его попытка перевернуть процесс в свою пользу. В итоге для осужденных коллегия судей оставила приговор, вынесенный ранее Коминтерновским судом, без изменений. А просьбу Прытыкина удовлетворила частично, убрав упоминание депутата из приговора.
Впрочем, это не спасло его от уголовного преследования, и против Прытыкина возбудили уголовное дело о покушении на дачу взятки. Депутата отправили в СИЗО на 2 месяца, ему может грозить более 5 лет лишения свободы.
И тогда возникает другой вопрос: а почему в таком случае остальные депутаты избежали этой участи? Тут стоит обратиться к Уголовному кодексу РФ. В примечании к статье 291 указано, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Прытыкин же в свое время отказался писать заявление на Бавыкина и Васькову и попытался свалить всю вину на свою помощницу Наталью Бубнову — дескать, она действовала по своей инициативе, а Прытыкин был не в курсе происходящего. По мнению депутата, Бубнова была заинтересована в его победе на выборах, поскольку могла получить в таком случае вознаграждение в 200 тысяч рублей. Однако Бубнова дала следствию и суду показания, обличающие Прытыкина, которые сам депутат назвал ложными. Возможно, именно они сыграли свою роль, и против Прытыкина возбудили уголовное дело сразу после утверждения приговора Бавыкину и Васьковой.
Касательно остальных депутатов и предстоящих выборов губернатор Александр Гусев отметил, что партия «Единая Россия» не внесет их в свои списки депутатов. Они могут пойти самовыдвиженцами (как, например, Александр Чуфинев), но в таком случае их шансы на победу значительно сократятся.



