
Выборы, выборы с Александром Пироговым: у последней черты
Выборы, выборы с Александром Пироговым: у последней черты

© СИ "Воронежские новости"
Итак, трехдневное голосование по выборам в городскую и областную думы стартовало. Все события уже произошли, но, кажется, что все пролетело так быстро, что ничего еще толком и не начиналось. Прогнозы строить то ли слишком поздно, то ли еще рано. Ясно, что ничего не ясно.
Нынешний обзор «Выборы, выборы» будет четвертым по счету. Мы расстались с вами в конце июля. В этот раз попробуем вспомнить самое существенное, что произошло за истекшие полтора месяца. Чтобы лучше вспоминалось, вот вам гиперссылки на первый, майский обзор. На второй, июньский. И на третий, июльский. Поскольку в предыдущих обзорах мы довольно подробно касались ситуации и в «Единой России», и в КПРФ, в этот раз поговорим и про оставшиеся партии, участвующие в выборах, - ЛДПР, «СРЗП», «Новых людей» и когда-то великую «Родину». Впрочем про "Родину" не поговорим. В ней ничего не происходит.
«Новые люди» - новые татухи
Партия власти на прошлых выборах в областную думу в 2020 году победила на 27 из 28 одномандатных округах. Единственный «оппозиционный» мандат достался «справедливороссу» Рымарю, который, впрочем, от него тут же отказался без внятного объяснения причин, предпочтя остаться в городской думе. Скорее всего, история повторится. Надежды оппозиции на двух экс-единороссов и действующих депутатов - адвоката Владимира Рожкова (теперь КПРФ, Левобережный район) и аптекаршу Елену Губину (теперь «Новые люди», Ленинский район). Неожиданности, конечно, возможны, поскольку фактор скупки голосов может сыграть решающую роль. Но облдумовские округа вдвое больше гордумовских и здесь скупить голоса в нужном количестве будет гораздо сложнее. В данном случае, речь о ситуации в областном центре. В районах области выборы будут 100% управляемыми. Плюс главы районов будут вести между собой заочное соревнование за процент явки и процент за «Единую Россию». Многое будет зависеть от того, сумеют ли коммунисты накрыть все избирательные участки своими наблюдателями. Причем не формально, а всерьез. Еще в начале кампании КПРФ договаривалась с другими оппозиционными силами о совместном контроле, но что из этого выйдет на финише - сейчас сложно предугадать. У районных властей в этот раз сложная двойная задача - не только дать максимальный процент «Единой России», но и вытянуть «Новых людей» - минимум через 5%-й барьер, максимум - вывести на какое-то «призовое» место. Административная раскрутка «Новых людей» - это не воронежские интриги, а скорее тренд, задаваемый из центра. В Воронежской области предвыборную кампанию «Новых людей» курирует лично Дмитрий Маслов, не только вице-губернатор по внутренней политике, но и член президиума регполитсовета «Единой России». Если у вас эта коллизия вызывает когнитивный диссонанс, то вы ничего не понимаете в русских выборах, бессмысленных и беспощадных.
В начале сентября с участием Маслова в Воронеже было проведено сразу два массовых партхозактива с представителями муниципалитетов - сначала натаскивали муниципальных депутатов, потом глав районов и поселений. Выборный характер встреч никто и не скрывал. Да и само действо - накачка большими начальниками начальников помельче в ходе совещаний - это метод, проверенный десятилетиями.
Мы можем лишь догадываться, чем политтехнологам из администрации Президента пришлась по душе партия владельца «Фаберлика» Андрея Нечаева. Может, гуттаперчивостью. Скажут - с пеной у рта будут топить за права иноагентов, одернут - будут с таким же комсомольским задором вести борьбу с мигрантами. Тиражи предвыборных газет «Новых людей» впечатляют - 450 тысяч экземпляров. Такого нет больше ни у кого. И это при том, что их главный оппонент - «Единая Россия» - вообще ни одной предвыборной газеты так и не выпустила.
Главным событием в политической жизни «Новых людей» стало событие, которое не произошло. Евгений Хамин отказался возглавить предвыборный список этой партии. Хамина, человека со 100% узнаваемостью и высокой личной харизмой, рекомендовали сразу два воронежских губернатора, нынешний и бывший, а основатель партии Андрей Начаев имел с ним обстоятельную беседу, но после длительной паузы Евгений Николаевич отказался. Видимо, сумел сразу уловить, что зовут его, по сути, воспитателем в детсад. Да еще и в сектантский детсад. За неимением Хамина нашли какого-то Гурченко, 31 год, уроженца Казахстана со странной биографией: хотел служить в полиции, но попал работать в банк, оттуда выперли, стал заниматься выставочной деятельностью, а тут ковид, снова выперли. А еще он то в в Воронеже, то в Донецке, перекати-поле, в общем. Это все я не в подворотне услышал, а в этой самой 450-тысячной агитке прочитал. Но хоть вторая дама, молодая врачиха Татьяна Андриевских из облбольницы, симпатичная, ковид победила («врач-уролог»). Улыбнуло: «Всегда тяготела к областной больнице и сразу же перешла, как только появилась ставка». Зачем баллотируется? «В думе действительно мало реально практикующих врачей». Госпоже Андриевских, как и Гурченко - 31 год. В газетке «Новых людей» странная фишка - на каждом фото кандидата кружочек с его возрастом. Как ценник. Жаль на лоб не наклеили. А вот «бавыкинку» Елену Губину, сбежавшую сначала из «Единой» в «Справедливую», а потом быстро переметнувшуюся к «Новым», в предвыборную газету не стали вставлять. Постеснялись. Да ей это и не нужно.
Изо всех информационных активностей воронежских «Новых людей» запомнилось только видеообращение Гурченко, призывающего к свободе «оформления своего тела», то есть бить татуировки. Гурченко, похоже, так и не понял, что он напортачил. Гурченко так объяснил позицию своей партии касаемо татух: «Каждый человек имеет право самостоятельно решать, как оформлять свое тело»: «Разве сейчас у российских знаменитостей, спортсменов, артистов и политиков нет татуировок? Есть тату и у врачей, учителей, инженеров и плотников, например. Влияет ли это на их профессиональные навыки и полезность для общества?» В конце видеообращения Гурченко обнажил торс с собственными татухами. Будущий депутат даже не задумался, что он задевает религиозные чувства как минимум представителей двух мировых религий - ислама и православия, категорически отрицательно относящихся к моде на татуировки.
Бой-баба покойного Жириновского
В ЛДПР тоже произошла смена регионального лидера. Москвич Павел Большов был координатором регионального отделения ЛДПР и депутатом областной думы пять лет, но по, сути, ничем не запомнился. Совсем ничем. Большов был совершенно инородным телом в воронежской парторганизации, уже пару десятилетий контролируемой финансово-строительной компанией «Аксиома» экс-депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Журавлева.
В феврале его сменила совсем не юная, боди- и в целом- позитивная Наталья Возиянова, выпускница журфака ВГУ и маркетолог «Аксиомы». Воронежским деятелям внутренней политики она сразу пришлась не ко двору. Мало того, неподконтрольна никому, кроме Журавлева, так еще и своей неуемной активностью «съедает» проценты «Новых людей», главного на сегодня конкурента ЛДПР. Обе партии - условно правой направленности, без намека на левизну.
Возиянову подтравливали в политическом сегменте воронежского Телеграмма, но массовичка-затейница от своей программы не отступала. ЛДПРовцы зажигали и в областном центре, и в селах. Кажется, даже коммунистов превзошли своими массовками.
В финале Возиянова была щедро вознаграждена за свои старания. На последней предвыборной неделе Воронеж посетил новый лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Вряд ли бы он поехал, туда где у партии все плохо. А еще воронежские «жириновцы», как, впрочем, и коммунисты, сделали очень качественную видеоагитацию, оставив далеко позади остальных своих конкурентов.
Как и в «Новых людях» самым важным событием стало событие, которое не случилось - отказ Хамина возглавить предвыборный список, так и в ЛДПР, самым важным стало то, что, казалось бы, никак не связано с ЛДПР - отставка экс-единоросса и «бавыкинца» Ивана Кандыбина с поста генерального директора «Аксиомы». Подать в отставку топ-менеджера, проработавшего в должности 25 лет, вынудил владелец «Аксиомы» Журавлев, который очень хотел, чтобы Кандыбин, теперь самовыдвиженец, снялся с выборов. Популярный у себя на округе Кандыбин не снялся, несмотря на моментально обрубленное финансирование компании. Журавлев в этой истории выглядит предельно бледно. А поскольку в Воронеже ЛДПР и Журавлев практически синонимы, то имиджевый ущерб главный спонсор ЛДПР нанес себе сам. Впрочем, вряд ли критический.
«Справедливость» с бензиновым запашком
Если бы итоги выборов подводили, замеряя шум в телеграм-каналах, то воронежская «Справедливая Россия-Патриоты-За правду» имела бы шансы на успех, а так "желтые" балансируют на грани. Но, как минимум, один человек от «СРЗП» имеет все шансы избраться - это одномандатник округа №18 (Северный район), «маршруточный король» и еще один «бавыкинец» Дмитрий Крутских, «Автолайн». При этом Дмитрий Борисович вполне может стать гробовщиком «СРЗП», хотя и невольным. После фактического изгнания из «Единой России» (документы на праймериз «королю» завернули без объяснения причин), Крутских сделал целых две попытки собрать подписи для самовыдвижения, оба раза зарубили, плюнул и подался в «эсеры». Правда, от Рымаря-Кухаренко держит дистанцию на пушечный выстрел.
Первая тройка «СРЗП» в гордуму (областную, как безнадежную, пролистываем не глядя) выглядит так: 1. Рымарь (руководитель реготделения, рынок «Танеевский»), 2. Крутских, 3. Кухаренко («Калина-ойл»). При этом Рымарь, как одномандатник, не баллотируется нигде, а Кухаренко при помощи «столичного суда», то есть через кассацию, пробился кандидатом в облдуму.
Скандал с отказом в регистрации Рымарю и Кухаренко по одномандатным округам (но не по партийным спискам) начался в первых числах августа и продлился до сентября, когда кассационный суд в Москве восстановил Кухаренко в облдуму, а кассационный суд в Саратове отказал Кухаренко и Рымарю в их жалобах и счел отказ в регистрации законным. Параллельно развивалась местечковая драма еще одного депутата-перебежчика из «ЕР» в «СРЗП» - застройщика и немножко блогера Дмитрия Швецова. Его выкинули изо всех списков подчистую, объяснив, что он как-то не так вышел из «Единой России». Видимо, не в ту дверь. Но Шевцов в отличие от Кухаренки не владеет медиаресурсами для проплаченного воя и причитаний в телеграм-каналах, и о нем забыли.
Сладкая парочка Рымарь-Кухаренко зажигала весь месяц. Сначала грозились генеральным прокурором Красновым, который лично… бла-бла…, когда Краснов не пришел спасать экс-прокурора Рымаря с экс-полицейским Кухаренко, о нем забыли, сменив пластинку. Потом был борзый наезд Кухаренко на губернатора Гусева с обещанием Кухаренко «провести досрочные выборы губернатора через год».
Позволю себе вставить в текст автоцитату из своего еженедельного обзора, во многом объясняющую суть поступков Кухаренко:
«Смелость Кухаренко объясняется очень просто: ему поручили играть эту роль, он и вжился. Поверил в себя. Кто поручил? Кто конкретно? Имеет ли вице-губернатор Маслов непосредственное отношение к созданию кухаренковского медиапроекта «Площадь»? Который так напоминает «старый» «Блокнот», что даже коммерческий директор у этих СМИ один на двоих. Или «Площадь» создавал другой пиар-фланг «гордеевцев» — экс-вице-губернатор Сергей Соколов? Кухаренко и Соколов, оба делают карьеру через Общероссийский народный фронт. Многие авторы воронежской телеги уверены, что именно Соколов «продюссирует» Кухаренко. А искусственный вой про то, что воронежскую «Справедливую Россию» вот-вот снимут с выборов - не более, чем элемент предвыборной раскрутки. Никто не снимет - судятся для отвода глаз и создания иллюзии автономности и чуть ли не вражды группы «Рымаря-Кухаренко» с вице-губернатором Масловым и его подчиненными. Нет никакой вражды, есть спектакль. Задача - оскорблять, унижать губернатора чужими устами, стараться вывести его из себя. И чтобы им за это ничего не было. Пока получается».
Получится или нет, узнаем уже очень скоро. Очевидно, что областная власть на хамов сильно закусилась. Социологи ничего хорошего воронежской «СРЗП» не сулят. Но в наше время социологам веры гораздо меньше, чем синоптикам или букмекерам.
Почему я назвал Крутских невольным гробовщиком «СРЗП»? Получив второе место в городском списке и, очевидно, сделав за это место определенные пожертвования, он создал «электоральную аварию». Затор. Арифметика такая: если грубо считать, то каждые 5%, отданные за партию, дают один мандат в гордуме. 10% - два, 15% - три и так далее. Изначально схема предполагала, что действующий депутат Рымарь побеждает по своему одномандатному округу и сможет передать списочный мандат вниз. Если побеждает по одномандатному и Крутских, то третье место Кухаренко становилось проходным, но Рымаря сняли и так и не восстановили. Это минус один мандат из общего котла. Теперь Кухаренко должен рассчитывать, что партия наберет 10%, а Крутских не только выиграет на округе, но еще и передаст свой мандат. Может и не передать, если посоветуют. А теперь, внимание, будут ли Кухаренко и его компаньон, ранее судимый за мошенничество владелец сети заправок «Калина-ойл» Валерий Борисов, платить за этот призрачный шанс? Речь может идти о нескольких, может быть, десяти миллионах рублей. Абсолютно черных рублей, которые надо еще будет применить с умом и не попасться. В условиях тотального контроля за всеми выкрутасами Кухаренко сделать это будет очень сложно. А заниматься этим может только очень рисковый человек. Борисов вряд ли горит повторить свой тюремный опыт. Но активность кампании «СРЗП» последних дней перед голосованием показывает - ребята деньги продолжают палить. Вопрос: чьи? Второй вопрос: как надолго этого хватит?
У «Калины-ойл» уже больше полугода идет своя, беспощадная информационная война с «Воронежской топливной компанией» Павла Паринова. Близкие Паринову люди тоже баллотируются: единоросс и ректор спортакадемии Александр Сысоев и представитель «Родины», приватизатор проспекта Революции Сергей Шишлаков. Война эта уже дала первую жертву. В конце августа был задержан некий курский политтехнолог Репринцев, предположительно работавший на Сысоева, за попытку дачи взятки зампреду теризбиркома Центрального района Артему Башмакову, тому самому, который снимал Рымаря и Кухаренко. Вокруг истории с задержанием Репринцева очень мало достоверной информации и очень много вранья. Удивительно, но полиция, а ведет это дело она, за почти три недели так и не сподобилась написать пресс-релиз. Кстати, что с этим Репринцевым прямо сейчас, никто не знает.
Кейс Черкасова и фактор Логвинова
Совсем уж обойти вниманием партию власти - «Единую Россию» мы не сможем. В «Единой» хватило в августе и сентябре своих громких событий.
18 августа в несколько воронежских СМИ попал слив письма вице-спикера городской думы Олега Черкасова, очень своеобразно собиравшего «добровольные» пожертвования с кандидатов в депутаты от «Единой России»: «Вам необходимо перечислить 3 млн в понедельник по одному из вариантов (юр. или физ. лицо) предварительно связаться с гл. бухгалтером ЕР Дроновой Еленой Юрьевной. Копию платежного поручения прислать мне». К письму полагались приложения: образцы писем для перечисления денег и образец договора пожертвования. Черкасов подтвердил журналистам, что рассылал письма: «А че тут такого, я только исполнитель. Это на билборды». Такой перевод стрелок на руководство реготделения мало кому понравился, а ведь группа вице-губернатора Маслова пыталась протащить Черкасова на должность спикера гордумы и даже якобы отправляла на него документы на неформальное согласование в Москву. А Черкасов, видно, слишком рано поверил в себя. Теперь его шансы не то, что возглавить гордуму, но и получить хоть какую-то должность в городском парламенте стремятся к нулю. Можно сказать, подставили, но если ты прешь в спикеры - не подставляйся.
Не подставляйся - бери пример с Логвинова. Одним из центральных, если не вообще центральным событием предвыборного августа стали два интервью аграрного вице-премьера и замсекретаря региональной «Единой России» Виктора Логвинова, данные одно за другим в «Коммерсанте» и затем «Российской газете». Виктор Иванович, возглавляющий партийную группу в Рамонском, Эртильском и Верхнехавском районе, объявил о своем предстоящем уходе в областную думу. Никаких заявлений о претензиях на какие-то должности Виктор Иванович не стал делать. Оно и не было нужно. Сначала пытались объяснить, нет - не может быть. Пошутил, останется. Потом - «во всем виноват Кустов», дескать, не сложились отношения с молодым первым зампредом облправительства. Потом как-то буднично стало понятно, что действующий сенатор Сергей Лукин оставляет свой пост. И единственным кандидатом на освобождающееся сенаторское кресло становится нынешний спикер облдумы Владимир Нетесов. Стоп, а председатель тогда кто? Этот усатый маслозаводчик из Бутурлиновки? А почему не с Синих Липягов?
Неважно, какую должность займет в итоге Логвинов. Важно, что он ломает все расклады. Теперь без учета фактора Логвинова, тяжеловеса из тяжеловесов, не сможет пройти ни одно кадровое решение в областной думе. Председатель, первый зампредседателя, сенатор. Какая Бутурлиновка, какие Липяги. Не смешите.
Но решающее слово теперь будет за губернатором, который, напомним, первый номер партсписка «Единой России». Гусев, кстати, без громких заявлений, но достаточно активно отработал по предвыборной повестке - провел около десятка выездных встреч в сопровождении единороссов - кандидатов в депутаты облдумы. Не только оказывал моральную поддержку, но и «обращал в свою веру», чтобы между будущим депутатом и губернатором не было ненужных посредников. Пока свою позицию по кандидатуре спикера облдумы Александр Викторович не озвучил. Но рано или поздно он это сделает - и его слово будет иметь решающее значение. А значит борьба за доступ к губернаторскому уху в эти дни стократно возрастет.



