Двое Героев России наравне с привычными фамилиями возглавят список «ЕР» в воронежские думы

©
Первый месяц спецоперации российских войск на Украине кардинально изменил политическую обстановку в Воронежской области. Местные скандалы, интриги, расследования моментально отошли на второй план. Их место заняли федеральные и международные новости, сводки с фронтов. Исполнительные органы государственной власти перестроились для тыловой жизни. Ведь всего в трехстах километрах отсюда идет то, что Роскомнадзор называть не разрешает.
Пока слово на букву «в» и мирная жизнь воронежцев не очень пересекаются в реальности. Собственно, за месяц в жизни региона добавились две, но очень важные темы: прием беженцев и сбор и отправка гуманитарной помощи. Но в эти процессы вовлечено не так много простых граждан, поэтому слово на букву «в» у нас пока только в «телевизоре». Хотя, кажется, «телевизор» впервые и бесповоротно проиграл соцсетям битву за умы. И в этом плане важнейшим событием для потребления информации стала полная блокировка признанных по суду экстремистскими «Фейсбука» и «Инстаграма». Большинство воронежских политиков располагалось именно на этих двух площадках. При миграции в сторону «Вконтакте» и «Телеграма» очень многие или потерялись, или потеряли почти всю свою аудиторию. Большая часть воронежских випов никогда и не страдала публичностью, а необходимость делать личный выбор новой открытости не поспособствовала. Но попробуем отследить тех, кто хотя бы по статусу или должности обязан светиться в пабликах. И попытаемся понять: «С тем вы, мастера культуры/трубадуры режима/лидеры общественного мнения (нужное подчеркнуть)?
Ястреб
Губернатор – это высшее должностное лицо региона, поэтому и положение у него особое. Судя по всему, он был едва ли не единственным человеком (по крайней мере, гражданским), кто знал о спецоперации заранее. Кремль, по нашим сведениям, накануне 24 февраля собирал часть губернаторов на закрытое совещание, и Александр Гусев был одним из приглашенных. Возможно, были даны какие-то указания или методички как действовать в публичной сфере. Во всяком случае, иным сложно объяснить, что сразу две, идущие подряд, записи 21 и 22 февраля были посвящены беженцам из Донбасса. Беженцев в Воронежской области еще до начала боевых действий было семь тысяч – больше всех в стране.
Гусев с самого начала действовал достаточно энергично. В первый же день он посетил «прифронтовой» Кантемировский район. Провел совещание по задачам в новых условиях, дал интервью прямо на границе с «соседним государством». Еще по привычке называл территорию ЛНР Украиной, забывая, что мы их только что признали. Сообщил, что украинские пограничники тихо исчезли. После этого в пабликах губернатора появилась запись о поддержке «своевременной» операции. Причем, не только от своего имени, но и от имени жителей области: «Уверен, что и большинство воронежцев поддерживают…» Объяснил про бессмысленность санкций и оптимистично подтвердил, что планы по развитию региона, несмотря на форс-мажор, остаются неизменными.
Самым любопытным пассажем этого поста была фразочка по Фрейду, что Украину очень легко поддерживать «лежа на пляжах в Майами». Такой очень грубый намек на проживающего во Флориде воронежского коммунального бизнесмена и беглеца от правосудия Вадима Ишутина, поднявшегося при предыдущем губернаторе Гордееве, и тесно связанного с его окружением – депутатом Госдумы Андреем Марковым и экс-заминистром природы Владимиром Логиновым. В общем, с первого дня губернатор самоидентифицировался в качестве главного ястреба.
Весь последующий месяц Гусев так или иначе занимался тематикой в силе «милитари»: беженцы, гумпомощь, освещение экономических задач в новых условиях и даже информационная война – губернатор успел осудить Цукерберга, «который призывает убивать русских людей». Немножко накрутил, но время такое. Разобравшись с Цукербергом, Гусев встретился с засунувшими язык в одно место руководителями госСМИ и привел им в пример работу местных телеграмм-каналов, быстро переключившихся на освещение спецоперации. Освещение взвешенное и патриотичное. Кстати, информационная активность Гусева дала значительный прирост его аудитории в ставшим «главным СМИ» «Телеграме» – с трех до шести тысяч. Важной (но, скорее всего, спущенной сверху) инициативой губернатора стало перечисление топ-чиновниками всех уровней власти месячной зарплаты в пользу беженцев.
Отдельной строкой активности Гусева стоит отметить регулярные встречи с бизнесом и, особенно, с менеджментом тех предприятий, которые контролирует иностранный капитал. С пивзаводом и шинным. Еще одна важная тема губернаторского паблика – борьба с необоснованным ростом цен в условиях ажиотажа. Итоги этой борьбы – воронежская УФАС первой в стране уличила в картельном сахарном сговоре местные «Магнит» и «Пятерочку». Также Гусев деятельно включился в сбор гуманитарки для Украины. Объемы собранного и переданного не афишируются, но счет уже перевалил за сотню тонн. Все-таки Воронежская область – это донор страны по продовольствию. Начальником штаба по гуманитарке привычно стал аграрный вице-премьер Виктор Логвинов. Он уже это делал во время ковида. Но тогда инициатива шла как бы от «Единой России» и ее паровоза Алексея Гордеева. В этот раз к гуманитарке флаги «Едра» в регионе решили не прикреплять: Гусев и воронежское «Едро», как параллельные линии, в обычных условиях не пересекаются. А Гордеев в работу с гуманитарной помощью предпочел не включаться. Он вообще предпочел ни во что не включаться.
Голубь
Несмотря на то, что Александр Гусев губернаторствует уже четыре года, он в большой степени находится в тени своего предшественника. Или уже можно сказать: находился?
Вице-спикер Госдумы и депутат от Воронежской области Алексей Гордеев неожиданно растворился на фоне боевых действий. Он, как и Гусев, эмигрировал из «Инстаграма» накануне его закрытия, но за три недели жизни телеграм-канал вице-спикера не набрал и 250 подписчиков (в VK – 1,5 тысячи). И ведь нельзя сказать, что не старались раскручивать. Сразу несколько популярных воронежских телеграм-каналов (все они связаны с депутатом Госдумы, гордеевским политтехнологом Андреем Марковым) репостят каждый вздох и каждый чих Алексея Васильевича. Надо полагать небесплатно. Но публику не впечатляют бесцветные госдумовские будни вчерашнего альфа-самца Воронежской области.
Часть отчетов-постов несет в себе какие-то скрытые сигналы. Например, Гордеев за этот месяц распиарил свою встречу с недоназначенным вице-мэром Зубковым или свежеотставленным областным вице-премьером Честикиным. Зачем-то свой предвыборный некоммерческий проект «Образ будущего» пропиарил со словами «надо продумать, чем заняться актуальным». Много постов про встречи с агролоббистами и даже с собственным помощником. (Ждем, когда вице-спикер начнет селфиться со своими секретаршами). Единственное, чего нет - это украинской темы. Нет вообще, как будто ничего не происходит. Даже такой сакральный для любого политика РФ праздник как день воссоединения Крыма с Россией (18 марта) не вдохновил Гордеева хоть на какие-то слова. В воздухе запахло зрадой.
Разумеется, такое осторожное поведение Гордеева, к слову, уроженца земли Бранденбург, не остается не замеченным. Сразу же поползли слухи об охлаждении отношений между Гусевым и Гордеевым. До этого, все четыре года, ближайшее окружение вице-спикера то ли по собственной инициативе, то ли с молчаливого согласия патрона вставляло информационные палки в колеса действующего губернатора. Гусев ни на что не велся, везде аккуратно подчеркивал свое вассальное положение по отношению к Гордееву, выполнял его пожелания, в том числе, и кадровые, обеспечил триумф на госдумовских выборах осенью 2021 года. Но дистанция медленно росла, а спецоперация, кажется, способствовала если не разрыву отношений (за месяц Гусев и Гордеев так и не встретились ни разу, вице-спикер даже не приезжал к своим избирателям), то размежеванию по идеологическим соображениям.
В Воронеже губернатор Гордеев запомнился не только как эффективный управленец космического масштаба, но и как крайне авторитарный руководитель. А вот на федеральном уровне Гордеев – это один из признанных «сислибов», друг и единомышленник руководителя Счетной палаты Алексея Кудрина. Гордеев – один из немногих депутатов Госдумы, который не попал ни под какие западные санкции. Как будто кто-то вокруг него нарисовал спасительный заколдованный круг. Но выходить за него смертельно опасно. Всё как по Гоголю. Но Гордеев не один такой особенный. Мимо санкций пролетели и другие высокопоставленные либералы – Кудрин, Силуанов, Набиулина, Чубайс. Последний, правда, уже сбежал. Вряд ли Алексей Васильевич последует его примеру. Но и в общем патриотическом порыве рвать на себе рубаху не будет. Ни завтра, ни через месяц, никогда.
Бросилась в глаза одна деталь: на фотографиях в соцсетях Гордеев резко постарел. Не понятно, следствие это внутреннего переживания ситуации или ухода из «Инстраграма» с его замечательными фильтрами. А ведь еще вчера, в свои 67 лет, Алексей Васильевич был эталоном подтянутости. Ах, война, что ж ты сделала, подлая…
Хиповать - хайповать
Истеблишмент делится на две части/ветви. Те, от кого не требуется светиться в публичном пространстве – это исполнительная власть. И те, кому ведение соцсетей выдается в нагрузку к депутатскому мандату. С последними понятно: строем перешли из инсты в телегу и теперь вовсю воюют, синхронно расшаривая Z в георгиевских цветах. Информационные солдаты Урфина Джюса. Одного от другого ни за что не отличить. Единственный, кто выделяется из «едросовской» депутатской массы – госдумовец Игорь Кастюкевич. С первого дня спецоперации оказавшийся на переднем крае депутат занимается раздачей гуманитарки и организацией мирной жизни на освобожденных территориях в режиме 24/7. Кастюкевич шлет оттуда простенькие, но порой душещипательные зарисовки в свой телеграм.
А вот понять, есть ли сегодня в исполнительной власти кто-то, кто держит фигу в кармане, сложнее. Если и есть, то наверняка - единицы. Например, верный гордеевец и еще один либерал, вице-губернатор по внутренней политике Сергей Соколов. Он давно находится в аппаратном конфликте и с Гусевым, и с большинством руководителей облправительства. Никаких значимых поручений Соколову уже несколько месяцев не дается. От увольнения его защищает только заступничество Гордеева да связи в администрации президента. Там, похоже, тоже много либералов окопалось. Даже от приема беженцев и всего, что с этим связано, Соколова и подчиненные ему структуры полностью изолировали.
Заведование Соколовым внутренней политикой в первый месяц спецоперации вылилось сразу в три скандала. Два мелких и один грандиозный, всепланетный. Начнем с мелочей: 1). приближенная к Маркову-Соколову главред сетевого издания «В курсе» и одноименного телеграм-канала Алла Серебрякова с началом спецоперации попалась на распространении явных проукраинских фейков. На счастье Аллы, они не касались напрямую российской армии и боевых действий, и под новый суровый закон о дискредитации армии она не попала. После того, как едва не наступила на информационную мину, Серебрякова как-то успокоилась (или кто-то успокоил, и точно не Соколов) и больше ошибок не повторяла.
Еще одним крикливым «миротворцем» отказался так называемый «общественник» Виталий Иванищев, давно и плотно сидящий на бюджетах соколовского управления региональной политики. Иванищев ведет «войну за мир» в своих соцсетях, а также влезает в дискуссии в СМИ. Нет, свободу мнений у нас никто не отменял, но тут, как говорится, или крест сними, или трусы одень. И это были семечки.
Всемирный эпикфейл Соколова и его предшественника по управлению внутренней политикой Маркова зовут Нина Беляева. Хипушка бальзаковского возраста с хаером почти до попы и хайратником на лбу, депутатка Семилукского райсовета по списку КПРФ. Сама беспартийная, кстати.
21 марта антивоенное выступление госпожи Беляевой с трибуны деревенского парламента стало мировой сенсацией. Девушка в выражениях не стеснялась, объяснила и за «фашизм», и за «нехристей», и за психические заболевания сильных мира сего. Антураж в виде разинувших рот депутатов попал во все мировые информагентства, благо контролируются они недружественным нам Западом. Повторять сей пламенный спич мы не будем, дабы не нарваться на санкции Роскомнадзора, но ссылку (слегка затертую) для понимания дадим.
Любопытно, что Беляева нашла даже сочувствие у части коллег. Когда очухавшиеся депутаты решили, что с такими речами должны разбираться правоохранители, двое коллег Беляевой по КПРФ воздержались при голосовании. А депутат от ЛДПР Джоган даже выступил в ее защиту. (Слышал бы Жириновский – перевернулся). Воронежский обком КПРФ, как мог, отбрехивался от изменницы, но выпорхнувшее слово не затолкать назад.
Чтобы понять смысл произошедшего мегапредставления, надо вернуться в уже упомянутый Майами. Оттуда, не исключено, что прямо с пляжа, управляет крупнейшим в области Семилукским мусорным полигоном и мусороперерабатывающим заводом Вадим Ишутин. Часть местных депутатов получили мандаты по протекции его компаньона Маркова. Среди них - Беляева и поддержавший ее Джоган.
До 2020 года Марков и Соколов плотно опекали партийную организацию воронежских коммунистов, но потом дети Зюганова вырвались из плена. А Беляева – это наследие той, проклятой эпохи. Но Марков-то давно в Госдуме, а вот всовывал и согласовывал кандидатуру Беляевой лично Соколов. И, вряд ли его теперь погладят по головке в апэшечке. Но поскольку Беляева – депутат совсем не независимый, а скорее наоборот, то возникают смутные сомнения, а не был ли этот красивый, чего уж, демарш частью хитроумного плана? Например, по дискредитации губернатора Гусева. Ведь именно этим и занимаются, не покладая рук, контролирующие Беляеву Соколов с Марковым. Впрочем, к настоящему моменту ни о каких санкциях в отношении Беляевой со стороны правоохранителей неизвестно. Возможно, начать проверку и возбудить дело мешает ее депутатский статус. Зато Нина раздает интервью направо и налево, по полдюжины в день. Если наша деревенская хиппи от КПРФ вырвется за границу, станет звездой «свободного мира».
Никогда не поздно пить «Боржоми»
Вот кто вряд ли станет звездой, так это другой новый эмигрант и ветеран воронежской политики Александр Болдырев. Прославившийся в 2003 году тем, что уклеил весь город листовками «Свободу Ходорковскому!», демократ первой волны, бывший депутат гордумы и руководитель аппарата мэрии в середине нулевых, Болдырев визуально знаком любому воронежцу, ибо уже пятнадцать лет в любую погоду стоит у «Пролетария» (теперь уже стоял) с немногочисленными сторонниками и плакатами типа «Долой Путина!» На жизнь бывший высокопоставленный чиновник многие годы зарабатывает, работая таксистом. Но дело в том, что жена Болдырева Наталья Шестакова все годы, что муж стоял с оппозиционными плакатиками, делала карьеру в мэрии.
После того, как стало известно об эмиграции ее мужа в Грузию, уже упомянутая журналистка Серебрякова устроила форменную обструкцию (и тоже, вероятно, управляемую), и госпожа Шестакова вынуждена была покинуть муниципальную службу по собственному желанию. Эмигрировать она не собирается, разводиться, впрочем, тоже. И Шестакова как раз настоящая жертва информационной волны, а, попросту, травли. Жена врага народа. Мы это проходили, да видно не усвоили.
То есть, политтехнологические либерал-комбинаторы одну дамочку на дрожжах антироссийской истерии вывели в звезды, а другую, ни в чем, кроме замужества, неповинную, оставили без средств к существованию. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…
Поплавок Бычков
История лепшего кореша Гордеева худрука Бычкова началась еще в феврале. Михаил Владимирович возглавляет два содержащихся за бюджетный счет культурных заведения – Камерный театр и Платоновский фестиваль. Если Алексей Васильевич - сислиб федеральный, то его дружок - икона местного либерализма. Гордеев построил для Бычкова театр и много лет оплачивал западнический Платоновский фестиваль, смесь вульгарного постмодернизма и сценической педерастии. Самым знаменитым событием фестиваля была демонстрация со сцены голой мужской задницы эстонского происхождения. Причем, при детях. Спектакль «Педагогическая поэма», по Макаренко.
Бычков является самым высокооплачиваемым чиновником Воронежской области, получая много лет по шесть миллионов рублей в год. Это даже больше, чем у губернатора, не говоря о мэре и прочих спикерах.
И вот экзальтированный служитель муз становится в первые же дни подписантом неприличного и безвкусного коллективного письма, в котором деятели культуры на том основании, что они «дети и внуки воинов Великой Отечественной войны» потребовали прекратить спецоперацию «в» Украине. Бычков был в числе самых первых подписантов, и, вероятно, одним из соавторов.
Если спич никому не известной Беляевой действительно стал мировым информационным событием, то подписание какого-то нытья в первые дни слова на букву «в» почти никто и не заметил. Текстик был бледный, поганенький, а подписавшие его либерал-персонажи как вынули фигу из кармана, так же быстро ее и засунули назад. Привычка, знаете ли, повозмущаться скопом, чтобы потом клянчить денег поодиночке. Парадокс в том, что поднятая на щит мировых СМИ Беляева в родном Воронеже мало кого задела, хоть все местные СМИ тему и «отработали».
А вот подпись Бычкова буквально взорвала медийное пространство Воронежа. По худруку-бюджетнику-«заукраинцу» не прошелся разве что ленивый. Требования отставки посыпались сразу и отовсюду. Смелостью Беляевой Бычков не обладает, поэтому быстро засунул язык сами поняли куда и лишь лениво хамил посетителям своей странички в фейсбуке. Который очень вовремя для него прикрыли.
Быстро и, кажется, не без совета Гордеева, худрук оторвал одну ягодицу от стула и написал заявление по собственному с поста руководителя Платоновского фестиваля. Потому что одна половина извращенцев к нам уже не приедет, а другая от нас уже уехала. Объявляя об уходе из директоров Платоновского фестиваля, Бычков подлил бензина в огонь, заявив, что «намерен сосредоточиться на деле всей своей жизни – Камерном театре».
У Бычкова особое положение - и в плане близости к Гордееву, и в смысле неприязни, которую аккумулирует на себя деньголюбивый худрук всего нелиберального Воронежа. В придачу ко всему, Бычков с недавних пор является советником на общественных началах самого губернатора Гусева и, таким образом, дискредитирует лично его. Статус советника губернатора, который не предполагает никаких обязанностей, Бычков получил меньше года назад. Получил, естественно, по протекции Гордеева, который хотел защитить его от нападков многочисленных высокопоставленных недоброжелателей.
За месяц, прошедший с момента подписания письма, Гусев не не выгнал Бычкова не только из худруков, но даже и из советников. Выставить Бычкова на улицу, значит, порвать окончательно отношения с либералом Гордеевым. На это новоявленный милитари-патриот Гусев, очевидно, не готов.
Текст: Александр Пирогов