Губернатор Александр Гусев - медиа: «Манипулировать людьми стало гораздо сложнее. Вам нужно искать новые приемы». Часть III

icon 12/12/2022
icon 18:30
Главная новость Новость молния
Губернатор Александр Гусев - медиа: «Манипулировать людьми стало гораздо сложнее. Вам нужно искать новые приемы». Часть III

Автор:

Успех интервью зависит не от того, кто задает вопросы, а от того, кто на них отвечает. Разговор с губернатором Воронежской области Александром Гусевым получился довольно длинным и содержательным. Для удобства восприятия мы разбили вопросы на несколько тематических блоков.

Воронежский губернатор Александр Гусев: «Наши действия должны помогать армии, а не создавать негативный фон». Часть I

Воронежский губернатор Александр Гусев: «Сейчас в экономике синдикатные соглашения не работают». Часть II

Внутренняя политика


– «Неважно, что произошло, важно, что об этом напишут в прессе». Вы согласны с этим тезисом? Или правда, в конце концов, сама себе пробьет дорогу?
– Я точно не согласен с тем, что подача информации определит действие. Ситуация изменилась. Раньше, когда была нестабильность и государство было слабое, тогда все заигрывали с прессой. Да-да, четвертая власть, давайте принимать решения в рамках того, что вещают СМИ. Сейчас ситуация изменилась – государство окрепло и есть некий контроль за информацией, которая является неправдой. Я даже не про фейки говорю, а про искаженную информацию. Это одна сторона, которая мешает нечистоплотным людям пытаться средствами массовой информации манипулировать. Но сейчас нет монополии на информацию. Ни одно СМИ сегодня не может похвастаться тем, что оно является лидером в подаче информации и только у него находятся все читатели или зрители. Сейчас таких СМИ сотни. Я думаю, что любой человек смотрит как минимум десяток ресурсов, получая разную информацию. И у людей в голове уже срабатывает информационный фильтр, отбрасывая все явно надуманное как со стороны критики, так и со стороны того, что все замечательно. Поэтому людьми манипулировать стало гораздо сложнее. Вам нужно искать новые приемы.


– Воронежская область в какой-то мере уникальна в информационном плане. Существует довольно большая группа СМИ, которая планомерно и, очевидно, небескорыстно занимается формированием негативной повестки вокруг органов власти региона, как исполнительной, так и законодательной. Как думаете, какую цель преследуют организаторы таких вбросов и есть ли у этой информационной кампании конкретные заказчики?
– Мы знаем, что происходит внутри этих ресурсов, которые подают эту информацию. Есть люди, которые информируют нас о том, кто платит. И мы знаем, кто платит на самом деле. Просто хочется сказать, что это пустые хлопоты, сейчас это ни на что не влияет. Вот они потратили деньги, повисела эта информация день-два, потом о ней все забыли. Потратили день-два, зачем это сделали – непонятно. Поэтому, честно говоря, меня не сильно это раздражает. Мы не сильно пытаемся этому противодействовать. Но когда есть откровенная ложь или какие-то вещи, связанные с оскорблениями, тогда мы будем на это реагировать и безнаказанно это проходить не будет. Если пытаются поиграть в неправду, то пусть поиграют, пусть потратят на это деньги. Нам это, честно говоря, не очень большой дискомфорт приносит.
– Еще одной особенностью воронежской действительности являются так называемые «общественники», которые непонятно кого представляют, непонятно, на что живут, хотя, кажется, всегда рядом с бюджетом, грантами и т. д. В общем, сделали свою «общественность» неплохой профессией. При этом такие деятели готовы выступать и в роли судей, и в роли прокуроров, и в роли экспертов одновременно. Я в данном случае не отрицаю общественной инициативы снизу как таковой. Но ведь такие псевдообщественники как раз и убивают реальную инициативу. Вы видите такую проблему или я сгущаю краски?
– Она не глобальная и, на мой взгляд, не оказывает существенно негативного влияния на волонтерские движения, на общественные движения. Все-таки абсолютное большинство людей, кто в это вовлечен, делают это искренне. Волонтерские движения имеют разнообразные направления – от социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, до поддержки СВО. Поэтому, на мой взгляд, это не проблема – это «пена», которая при любом потоке всегда плавает. Она заметна, она где-то раздражает, но не оказывает влияния на весь поток. Вот она есть, но она сверху и не мешает. Плавает, и пусть себе плавает.
– Вы уже неоднократно отвечали на вопрос о своих отношениях с «Единой Россией». Год назад на партконференции переизбирали секретаря регионального политсовета. В кулуарах было много разговоров о том, что вас пора выдвинуть в региональные партийные лидеры. Известно ли вам было о таких инициативах и отказывались ли вы от такого предложения?
– Нет, никаких предложений мне официально не поступало. И у меня глубокое убеждение, что человек, находясь в двух должностях – губернатора и председателя правительства, – просто не имеет возможности занимать еще и третью должность. Если работать. А вот если числиться, то возможно. Если работать, то точно нет, потому что нагрузка на этих двух должностях достаточно солидная. Считаю не очень правильным, совмещая эти должности, еще и быть региональным партийным лидером. Я не рассматривал никогда этой возможности и никаких предложений не получал.
– Буквально на днях президиум регионального совета распустил городское отделение партии, которое возглавлял мэр Воронежа Вадим Кстенин. Причем это решение вызвало ожесточенные споры, часть членов президиума в знак протеста даже покинула заседание. Каково ваше отношение к таким изменениям? И не боитесь ли вы, что среди воронежских единороссов может произойти раскол?
– Мы всегда пытаемся завести какие-то конспирологические теории под любую ситуацию, но на самом деле все не так. Во-первых, решение об отмене городских отделений системное. Оно касается не только Воронежа. Все городские отделения в крупных городах прекратят свою деятельность. Это правильно. А вот решение о создании этих отделений – весьма дискуссионное. И скорее всего, на мой взгляд, где-то ошибочное. Потому что есть региональные отделения и есть районные отделения. В Воронеже шесть отделений, по числу районов. Зачем была надстройка в виде городского отделения – совершенно не понятно. 34 сельских района живут, напрямую взаимодействуя с региональным аппаратом партии, а здесь появляется еще и городская надстройка. Смысла в ней особо не было. Это мое личное мнение, хотя я не берусь быть судьей. Поэтому решение о расформировании, на мой взгляд, правильное. Здесь точно нет никакой конспирологии, что мы не доверяем Кстенину, это точно не повлияет на его карьеру.
– Будете поддерживать Вадима Кстенина на предстоящих выборах?
– Да, доверяем и будем поддерживать. На всех уровнях, где меня спрашивают, я говорю, что это совершенно правильный кандидат для того, чтобы продолжить свою работу в должности мэра.
– Как вы узнаете актуальные региональные новости? Телеграм сами читаете или только то, что принесут?
– Есть с десяток ресурсов, которые я просматриваю. Это и наши региональные, и федеральные. Стараюсь самостоятельно формировать свое отношение к тем событиям, которые освещают, хотя мне готовят дайджест, и я его тоже просматриваю. Здесь ничего особенного нет. Все зависит от загруженности. Если побольше времени, то уделяю внимание, если поменьше времени, то, значит, меньше посмотрю.
– А что читаете на федеральном уровне?
– Есть такой ресурс – «Постправда». Он очень компактный, плоскость подачи информации через телеграм-канал. Но у меня есть возможность получать более расширенную информацию от людей, которые этим занимаются. И там очень классные аналитические обзоры, причем сбываются с высокой долей вероятности. Это как пример.
– Как относитесь к хайпу в свой адрес в соцсетях? Бесит, веселит или что-то другое?
– В перечень ресурсов, которые я просматриваю, такие точно не входят. Например, если Иван Иванович Иванов что-то пишет обо мне, он точно не может лучше меня знать, чем я себя знаю. Что-то новое услышать, узнать? Я такое не читаю.
– Могут ли публикации в СМИ или в соцсетях как-то повлиять на то или иное ваше решение?
– Да, конечно. Если тема поднимается многими ресурсами, я обращаю на это внимание и это влияет на принятие решения. По крайней мере на оперативность принятия решения. Если эта тема есть на информационных ресурсах, я понимаю, что она актуальная, не дай бог, горячая, то, конечно, да.

Беседовали: Андрей Мазов и Александр Пирогов