Воронежский губернатор Александр Гусев: «Если власть - наркотик, то на меня он не действует». Часть IV
Воронежский губернатор Александр Гусев: Часть IV. Личная жизнь
©
Успех интервью зависит не от того, кто задает вопросы, а от того, кто на них отвечает. Разговор с губернатором Воронежской области Александром Гусевым получился довольно длинным и содержательным. Для удобства восприятия мы разбили вопросы на несколько тематических блоков.
Личная жизнь
– Если не возражаете, поговорим о вашей личной жизни. Создалось впечатление, что в этом плане вы – достаточно скрытный человек. Ни ваша жена, ни ваша дочь рядом с вами не появляются ни на каких мероприятиях. Это ваш сознательный выбор не показывать публике своих близких? Расскажите, чем сейчас занимаются жена, дочь. Не стали ли вы втихаря ото всех дедом?
– Это их сознательный выбор. Есть люди, которым нравится сидеть под светом софитов. А есть люди, которым не нравится. Есть и третья категория, которым все равно: нужно – будут, не нужно – не будут. Мои близкие люди из последней категории: нужно быть рядом со мной – они будут, не нужно – не будут. Нужно было моей супруге стоять со мной на сцене, она стояла. Нужно было моей дочери дать интервью, она давала это интервью. Но они никогда не стремятся к этой лживой популярности «вот давайте я теперь буду использовать положение супруга или отца и буду ходить заявлять о себе». У меня ощущение, что многие у дочери на работе даже не знают, что она – дочь губернатора. Она скромный человек на самом деле. Это не значит, что я их ограничиваю, вот сидите дома и все, ничего подобного. У нас хорошие, крепкие семейные отношения и очень крепкие дружеские отношения с теми людьми, с которыми я дружу. Мы 35 лет дружим семьями, таких семей несколько. Все праздники, и семейные, и общие, мы стараемся проводить вместе. Понятно, что у меня есть нынешний круг общения, я встречаюсь с какими-то людьми, мы общаемся. Но дружу я с теми, с кем уже 35 лет близок. Это люди, с которыми я работал на заводе, с которыми учился в институте.
– Дедом не стали?
– По внутреннему ощущению точно не стал (смеется – ред).
– Вы – известный автолюбитель, точнее – любитель больших джипов. Не собираетесь ли с недружественного автопрома пересаживаться на отечественный? Часто ли ездите на работу и с работы за рулем? Доводится ли стоять в пробках? Не кажется ли вам, что этой осенью с пробками совсем беда? И что там, кстати, с метро или со скоростным трамваем? Все – вопрос забыт, тема закрыта?
– Чтобы закончить с перспективой метро – это уже все-таки вне зоны реального рассмотрения. Сейчас мы по рекомендациям Института Генплана Москвы в содружестве с институтом, который занимается проблемами транспорта, изучаем вариант метробуса. В этом направлении будем двигаться. Потребуется переустройство проезжей части, но это не так глобально, как прокладывание рельсового транспорта, а гораздо меньше затрат. Поэтому мы движемся по этому пути, учитывая рекомендации, которые внесли при разработке генплана.
Пробки – это беда и проблема любого крупного города. Я на днях приехал из Москвы, ездил самостоятельно за рулем. Там два часа простоял в середине дня, а что сделаешь. Этому может помочь только общественный транспорт, никакие развязки проблемы не решат. Мы видим, сколько развязок строится в Москве, но проблемы это не решает, пересядем на общественный транспорт, может быть, тогда станет проще. Пробки – это вещь во многом рукотворная. Понятно, что много транспорта, но когда два человека из-за двух царапин на своих бамперах перекрывают движение, закрывая из трех полос две, вот вам и все. Мы же в свое время бывали в Европе, видели – у всех бамперы поцарапанные. Вот там то, что мы решаем два часа, очень просто – посмотрели, разъехались и даже в свои страховые компании не обращаются.
Не думаю, что ситуация с пробками ухудшилась из-за каких-то проблем, связанных с содержанием или эксплуатацией дорожной сети. Все-таки просто растет количество автомобилей. Понятно, что ситуация не улучшается, но, на мой взгляд, и не ухудшается. Я все вижу лучше, находясь за рулем. Поэтому считаю, что наши перспективные действия с дублерами магистралей дадут какой-то результат, не решат проблему кардинально, но дадут некоторые улучшения.
По автомобилю. Для меня важны не размер автомобиля, не марка, а технологическая насыщенность. Понятно, что у меня есть финансовая возможность покупать автомобили, которые сейчас являются достаточно технологичными. Я только за технологичность. Из этих принципов исхожу, когда выбираю для покупки автомобиль. Мне кажется, у нас в стране есть все перспективы, чтобы разработать электрические автомобили хорошего уровня и хорошего класса. Сейчас в это включился «Росатом» – идут разработки энергонакопителей для аккумуляторов. Я думаю, что применить технологии полуавтоматического управления, почти автопилот, уже не проблема. Шасси мы уже тоже знаем, как делать. Я надеюсь, что в перспективе нескольких лет в России появятся хорошие автомобили, именно электрические. Почему бы не пересесть на хороший, современный автомобиль, как раз подойдет время.
– Вы и по долгу, и по душе фанат «Факела». Верите, что команда сумеет сохранить прописку в Премьер-лиге? Будут ли зимой деньги на усиление команды?
– Деньги мы не выделяем, мы стараемся помогать в формировании бюджета клуба. Мы не просто «верим-не верим», как в ромашку играем. Мы ставим такую задачу перед руководством клуба, что нужно остаться в Премьер-лиге. И они понимают, что для них это существенный KPI.
Бюджет клуба, конечно, не является показателем для Премьер-лиги, потому что мы все равно имеем там самый скромный бюджет. Но будем его существенно увеличивать в следующем году за счет средств от трансляций, хорошие деньги платит Российский футбольный союз. Мы нашли еще одного спонсора, с которым совсем недавно договорились. Еще 130 миллионов рублей он нам добавит. Скоро новую рекламу на футболках увидите. Но есть еще крупные воронежские компании, которые тоже, скорее всего, станут спонсорами. С ними сейчас ведет переговоры клуб, но мы помогаем в переговорном процессе.
Усиление, на мой взгляд, произойдет. Асхабадзе о нескольких позициях говорил. Это защита, полузащита. Нападающий новый пришел, вы знаете. Многие говорят, что нужно, чтобы правительство области участвовало в формировании состава, но мы же не специалисты, это безумие. А мне рассказывают о том, что вот этого купите, а вот этого продайте. Но мы в спортивную составляющую клуба точно вмешиваться не будем. Мы будем помогать ему формировать бюджет, решать какие-то задачи технического характера, в том числе по стадиону.
– Расскажите о ваших личных увлечениях.
– Музыку послушать, почитать, если есть время. На рыбалку съездить, почему нет.
– Какая музыка в вашей машине звучит?
– Я не изменяю себе. Это русский рок, это наша классика русского рока, какие-то современные группы.
– Расстроились, когда, допустим, Гребенщиков уехал?
– Знаете, это их выбор, конечно. Гребенщиков – это знаковый человек для русского рока, и очень жаль, что он принял такое решение.
– Власть – это наркотик?
– Нет. Вы знаете, многие считают, что мы тут в нирване живем, а поверьте, это тяжелый труд. В нирване и в прямом, и в переносном смысле был Курт Кобейн. А это прежде всего тяжелый труд в эмоциональном плане, и для меня не является тем, что прямо затягивает и затягивает. И если власть – это все-таки наркотик, то на меня он точно не действует.
– Что вам нужно для полного счастья?
– Как и для всех людей, чтобы все было хорошо, чтобы здоровье было. Сейчас актуальным становится, чтобы у нас был мир.
– Что ждете от 2023 года?
– Во-первых, мы не ждем чего-то критически сложного в развитии обстановки. Будем надеяться, что все будет уходить в позитив. По экономике мы не видим особых проблем. На наш взгляд, все подконтрольно. По бюджету все идет с очень хорошими показателями, где-то даже с рекордами по части бюджета развития. В целом я считаю, что будет достаточно спокойный год, который позволит нам с уже достигнутых площадок двигаться куда-то дальше.
Беседовали: Андрей Мазов и Александр Пирогов