Воронежская неделя с Александром Пироговым: мост под бурными водами

icon 10/06/2023
icon 16:10

© Открытые источники

Открытые источники

Посмотри, какое лето. Солнечный день, оранжевый блюз. Вся земля теплом согрета, звезды светят днем. Буду делать все, что захочу. Лето, ах, лето красное любил бы я тебя, когда б не рушились мосты и не взрывались беспилотники.

В прошлую субботу после обеда, примерно полтретьего, начался ураган, гром распугал всех кошек, а вслед за ним хлынул давно ожидаемый ливень. В Семилуках и Таврово еще и крупный град. Город, как водится, поплыл. А спустя три часа любимое место молодоженов - смотровая площадка около Каменного моста – превратилась в бассейн и под напором бурной воды рухнула подпорная стена двухсотлетнего моста. Засыпало конкретно. Улицу Чернышевского, которая проходит под мостом, перекрыли. К счастью, никого в тот момент под мостом не было. Зрелище разрушенной вековой стены - подарок газетным фотографам - было, по-своему, апокалептическим. Но если бы знать, что нас ожидает к концу недели.

В пятницу в десять утра ровно, ба-бах. Начиненный взрывчаткой украинский беспилотник «самолетного типа» врезался в девятиэтажку Белинского, 21, на уровне третьего этажа. Квартира, в которую врезался БПЛА, к счастью, оказалась пустующей. Едва ли не единственной пустующей в густонаселенном доме. В ней как раз шел ремонт. Видимо, именно эта квартира (трешка) стоит на продажу на нескольких сайтах. Просят 11 миллионов. Теперь, то ли цена упадет, то ли наоборот возрастет после ремонта – историческое место получается.

Разрушения оказались довольно серьезные, но не настолько, чтобы повредились несущие конструкции. Расселять весь дом или хотя бы подъезд не потребовалось. Сначала появилась информация о двоих раненых, потом, оказалось, что никто фактически не пострадал: три человека получили царапины от разбитого стекла, от госпитализации отказались.

Квартал оцепили, губернатор с замами прибыл на место происшествия спустя двадцать минут. Собственно, ходьбы досюда с площади Ленина минут пять-семь. Путину доложили. Совещание с силовиками провели. Ввели в городе режим ЧС. 

Дом на Белинского находится на низах, в двух кварталах от Каменного моста, и одном от управления ФСБ, метрах в пятистах примерно. Быстро и официально сообщили, что беспилотник был сбит с курса средствами радиоэлектронной борьбы, из-за чего потерял управление и врезался в дом. Сразу появились три взаимоисключающие версии: БПЛА летел на «Балтимор», но перелетел; летел на авиазавод, но не долетел, и, наконец, целили в управление ФСБ. Потом прошла информация, насколько достоверная, судить сложно, что целью был именно авиазавод.

Главное управление следственного комитета  возбудило по этому факту уголовное дело по статье 205 УК РФ «Террористический акт». Сложно сказать, насколько впечатлило воронежцев это событие. Не напугало точно. Хотя это был первый, официально подтвержденный прилет вражеского беспилотника на территорию Воронежа. Дай Бог, последний. Город продолжил жить своей жизнью и готовиться к ответному стыковому матчу «Факела» с «Енисеем».

 

Сама же неделя, зажатая в информационные тиски двух ЧП и залитая совсем не свирепым, а очень даже ничего солнцем, была немного ленивой на события. Все, что произошло после падения стены и до прилета БПЛА, оказалось каким-то пресным, что ли.

В понедельник украинские спецслужбы взломали радиочастоты одной из воронежских радиостанций и голосом, похожим на голос Путина, объявили о «вторжении ВСУ» и «всеобщей мобилизации». Ничего, кроме недоуменной улыбки, ципсошная акция не вызвала. Народ покрутил у виска и поехал дальше на работу, где узнал, что такой «пиар-прорыв» произошел еще в нескольких городах. Русские не американцы, у которых начинается паника, когда по радио читают «Войну миров» о нашествии марсиан. Да и возможностей получать альтернативную информацию сегодня на территории России предостаточно. С панталыку нас сбить трудновато.

Во вторник наезжал Гордеев. Место встречи – дворец Ольденбургских – изменить нельзя. Любимая локация Алексея Васильевича.

В первом акте открывали какую-то фольклорную выставку. Были Гусев, Нетесов, Лукин, Солодов, Мосолов. Подъезжали поторговать личиком миллиардер Нестеров, Грязева и тесть Шмыгалева. Во втором акте обсуждали экологию. Гусев с Лукиным уехали, приехал чистильщик бассейнов рек Алексей Карякин, глава управления Росприроднадзора. Прошло уже четыре года, как Александр Викторович выгнал Алексея Федоровича из департамента экологии. Но до сих пор они ни за одним столом, ни на одном поле так и не садились. А фамилия Карякина хоть и не запрещена «при дворе», но называть ее в присутствие губернатора себе дороже. Гордеев же Карякина привечает строго по графику – раз в месяц.

Ясно, что экс-губернатор приезжал не для того, чтобы узнать от аудиогида, что такое страда, а что такое жатва. И даже не для того, чтобы получить от своего сменщика обещание продолжать вкладывать бюджетные деньги в продолжение реставрации дворца – дважды по 300 млн в этом и следующем году. Что-то осталось за кулисами и это «что-то» почти наверняка касается предстоящей предвыборной кампании и последующей раздачи кресел на второй срок. Тем более, зиц-председатель официального губернаторского штаба Нетесов тоже присутствовал. Правда, не было на встрече отодвинутого от предвыборных пиар-бюджетов вице-губернатора Соколова, чья фигура и является камнем преткновения. Собственно, все вопросы будущей предвыборной кампании сводятся к тому, сколько раз успеют представители фронды нагадить Гусеву (и по большому ли?) за ближайшие три месяца?

На неделе было две попытки. Но обе мелкие в плане выхлопа. Сначала Соколов слил слитое ему борисоглебским Пищугиным письмо аграрного вице-премьера Логвинова главам районов. В письме Виктор Иванович напоминает!!!!! предоставить в такой-то срок предложения по кандидатурам в доверенные лица и по лидерам общественного мнения, списки сдавать Попову-младшему. Что ж, за отсутствием компромата можно и служебку в оборот пустить. В чем компромат-то, удивитесь вы, а в том, что письмо ушло за несколько дней до официального назначения предвыборной кампании – облдума назначила дату выборов на заседании 8 июня, а письмо слили 3 июня. Интересен механизм создания «компрометирующей» «новости». Первой заметку дали федеральные «Ведомости». Для создания сюжетной линии Попова-младшего переделали в Попова-старшего, вспомнили его многострадальную дочь Юлию и ее присевшего сожителя. Как это считать - фейк или не фейк? Подхватили «Блокнот» и с «Четырьмя перьями» и для убедительности вывесили скан письма. Для публики – пшик, никто ничего не понял и не заметил. А вот с чиновничьей логики – это серьезный залет. Причем, и Пищугина, и Соколова одновременно. Слив служебного и по смыслу конфиденциального документа – это то, что не прощается. Соколов ведь много чего – и не такого – вытворял, но пойди ж докажи. А тут вот оно – на блюдечке. Можно очную ставку провести, а можно пообещать Пищугину прощение в обмен на показания против Соколова. В конце концов, Пищугин ничего такого не сделал. Он-то документ не на сторону сливал. А вот Соколов на сторону. Теперь отвертеться от ответа на прямой вопрос будет чрезвычайно сложно.

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Кузнецов, которого все считали вероятным кандидатом в губернаторы, приехал давать пресс-конференцию. На которой сообщил, что от их партии «на выборы может пойти гражданин из частной военной кампании, которая начинается на букву «В» и заканчивается на букву «р». Воронежские журналисты тут же обратились в пресс-службу этой кампании, и ее глава с фамилией на букву «П» и заканчивающейся на букву «н» сообщил, что «вагнера» никого отношения к выборам воронежского губернатора не имеют и не будут. «Это чистый вымысел или чей-то неумелый пиар». У Кузнецова, который теперь называется на букву «П» и заканчивается на букву «л», была целая неделя, чтобы объясниться и сказать что-то в свое оправдание, но он предпочел не скучать и смотреть футбол. Смыть такой позор можно кровью. То есть самому Кузнецову завербоваться в «вагнера», а потом уже и в губернаторы баллотироваться. Причастна ли к бессмысленной информационной выходке Кузнецова группа Соколова-Маркова? Ответа у нас нет, но подозрение есть.

В среду Гусев встречался с еще одним региональным лидером парламентской «оппозиционной» партии - депутатом Госдумы от «Новых людей» и нашим земляком Антоном Ткачевым. В губернаторы Ткачев баллотироваться не может, ему еще не исполнилось тридцать лет, поэтому попросил Гусева помочь с созданием продвинутого игрового клуба. У подрастающего поколения это называется «фиджитал спорт». Не слышали - погуглите. Перемогу будем ковать в виртуальном мире. Гусев, естественно, пообещал. Если вы думаете, что сразу два депутата Госдумы понаехали к нам накануне Гордеева – это совпадение. Не, не совпадение. Бомбежка.

На неделе совершенно выпал из информационного пространства мэр Воронежа Кстенин. И это хорошо. Значит, есть чем заняться. А занимался Вадим Юрьевич сначала ремонтом моста, а теперь с ходу переключился на пострадавший от беспилотника дом на Белинского. Ему бы еще Ровшана с Джамшутом в вице-мэры.

За неимением Кстенина, информационное пространство заполнял самый знаменитый из его предшественников. У экс-мэра, экс-губернатора и просто Почетного гражданина Воронежа Александра Цапина новоусманский суд отнял кусок прибрежной земли площадью 312 квадратных метров, три сотки то есть, и те находятся, по словам Цапина, за забором. Участок 89 соток на берегу Усманки вместе с 500-метровым домом Александр Николаевич купил в прошлом году. Ранее Цапин сообщал журналистам, что не против вернуть государству часть земли, которая «залезла» за береговую линию. Но в суде его представитель дала настоящий бой. Правда, не из-за земли, а из-за процедуры оформления. Истец, Росимущество, хотел, чтобы Цапин самостоятельно вносил изменения в единый госреестр недвижимости. Да еще бы платил неустойку в случае просрочки. Суд это требование отклонил. Кампания по «освобождению» рек от незаконно оформленных участков продолжается. Всего на территории области выявлено 260 участков, залезающих за береговую линию.

А вот у наших южных соседей с бывшими мэрами совсем не церемонятся. Экс-главе Белгорода Антону Иванову, который с марта находится в СИЗО за особо крупную взятку, навесили еще пару эпизодов – взятка помельче (персональным компьютером) и превышение полномочий при продаже земли (ущерб 10 млн). Вину Иванов отрицает. Еще один видный белгородец, экс-глава Вейделевского района Анатолий Тарасенко, проработавший на своем посту больше десяти лет, тоже получил «добавку»: к обвинениям в крупной взятке добавили превышение полномочий. А арестованные на прошедшей неделе приближенные экс-губернатора Савченко Владимир Тебекин («Моряк») и Геннадий Бобрицкий («Приосколье») обжаловали свой арест. В общем, глядя на политико-уголовные события белгородчины, кажется, что смотришь в воронежское будущее. Не ближайшее, а лет эдак через пять.

О росте чистой прибыли в 2022 году отчитался Домостроительный комбинат сенатора Сергея Лукина – 1,1 млрд (+8%) при общей выручке 6,4 млрд (+17%). ДСК неизменно остается лидером региона по вводу жилья – свыше 200 тысяч квадратных метров и по-прежнему занимает второе место после «Развития» по объемам текущего строительства – 186 тысяч кв. м.

А далекая от строительного клана, но от этого не менее прожорливая «ЖБИ-2» начинает расселять послевоенные бараки в Придонском. Вместо 18 двухэтажных домов, построенных пленными немцами, появится новый квартал на 204 тысячи квадратных метров жилья. 

ЮВЖД отчиталась о росте в мае (год к году) нескольких важных показателей. Пассажиропоток увеличился на 9%, погрузка зерна увеличилась в 1,6 раза по сравнению с маем прошлого года, черного металла на 15%, цемента на 12%, нефти и нефтепродуктов на 11,4%. Всего с начала года ЮВЖД перевезло 36,4 млн тонн грузов.

Сразу три громких уголовных дела на этой неделе дошли до суда. За истязание и связывание умственно отсталых детей из Бутурлиновского специнтерната перед судом предстанут двое его бывших сотрудников – муж и жена.

В Центральный райсуд поступило дело об особо крупной растрате бывшего многолетнего дилера «Фольсквагена» Михаила Швыдченко («Гаус»). От его действий пострадали 90 покупателей, внесших предоплату на общую сумму в 130 миллионов, но так и не дождавшихся своих авто. В ожидании суда Швыдченко успел стать банкротом с суммой требований в 570 миллионов.

Воронежский гарнизонный суд начал рассмотрение дела о трех эпизодах крупных взяток, полученных заместителем начальника Военно-воздушной академии полковником Иваном Чернухо. Кроме взяток есть еще и превышение должностных полномочий. Вместе с Чернухо на скамье оказался и его посредник – подполковник Алексей Внуков. Один эпизод – это один поступивший «по блату» курсант. Такса за блат – около полумиллиона рублей. Интересно, что в самом начале Чернухо обвиняли не в крупной, а особо крупной взятке. Снижение тяжести обвинения дает небольшой шанс на приговор, не связанный с лишением свободы. Например, на крупный штраф в несколько миллионов. Неизвестно, кто-то хлопотал о переквалификации или сам Чернухо ее заслужил, сдав оперативно-ценную информацию. 

Подрывник и тройной убийца Виктор Мирский выступил с последним словом. Причиной убийства двух взрослых и пятилетнего ребенка стала корова Кукла, которую погибшие курды купили для молока, но в нарушение договоренностей тут же зарезали. «Я посчитал, что эти люди совершили подлость, и я решил этот факт подлости без внимания не оставлять. Конечно, убить трех человек за корову мог только сумасшедший. Но их поведение – отвратительное, недостойное - показало, что они потеряли всякий страх. Так уж сложилось, на мое несчастье, я очень болезненно реагирую на несправедливость. Как бы ни было жалко корову – не она причина произошедшего. Видимо, эти люди привыкли, что им все сходило с рук. Но не повезло – как им, так и мне». На убийство курдской семьи Мирский решился вскоре после смерти собственной матери. «Единственное, о чем я жалею, это убийство ребенка. Я видел, что передо мной мальчик. Все произошло машинально, за доли секунд. Я не ожидал увидеть дома ребенка. Наши пути пересеклись случайно». Присяжные, впрочем, не прониклись. Они признали Мирского виновным и не заслуживающим снисхождения. Теперь судья должен вынести вердикт. Тут только пожизненное, и скажи спасибо, что колесование отменили.

«Факел» успел сыграть две игры. Заключительную - в чемпионате, на выезде с «Зенитом», где, не теряя достоинства, уступил 0-1. Мы получили мяч в самой концовке, когда нам пришлось, зная результаты параллельных матчей, сломя голову, лезть вперед. А на ничейку мы наиграли и доиграли бы. Так сложилось, что «народная команда» «Спартак» в последних двух турах играла с нашими конкурентами, Нижним и Самарой, и целенаправленно дарила им очки. Какое совпадение. Кульминацией было попадание Промесом с незапланированного 11-метрового в заранее завалившегося вратаря.

Нас отправили в стыки, где нас ждал красноярский манеж. «Енисей» - единственная команда в стране, которая играет официальные матчи в закрытом помещении. И собственно только это и давало им определенную надежду. «Факел», несмотря на поражение, набрал очень хороший ход. В первом тайме еще осторожничали, привыкали к необычному отскоку мяча. А во втором хозяев мы прижали сильно. Моменты создавали и не давали этого делать сопернику. Тотальное преимущество, которое долго не могло воплотиться в голы. Помог случай – во время стыка, точнее - после него, красноярский игрок намерено боднул Калинина шипами в пах и после подсказки ВАР был удален. Единственный гол на 77-й минуте с близкого расстояния забил Евгений Марков. Ответный матч состоится на Центральном стадионе профсоюзов сегодня в 17-30.

Последний, не самый трудный бой.

 

Александр Пирогов