«Референдумная, дежурная и скучная»: политолог Слатинов назвал политическую кампанию Гусева успешной

Конкурентов переизбранного воронежского губернатора отнесли к «не ресурсным»

icon 11/09/2023
icon 15:15

© Фото - "Единая Россия"

Фото - "Единая Россия"

Изначально было понятно, что политическая кампания на выборах губернатора Воронежской области будет носить референдумный характер, напоминает в беседе с "ВН" политолог Владимир Слатинов. Однако наиболее статусного конкурента Александра Гусева эксперт все же назвал при том, что всех четверых оппонентов отнес к "не ресурсным" по сравнению с возможностями действующего главы региона. А его кампания, помимо референдумной, стала не только "дежурной и скучной", но успешной.

- С самого начала было понятно, что кампания будет носить референдумный характер. То есть правила игры в политической системе сегодня таковы, что против кандидата, маркированного властью и поддержанного Кремлем, ресурсные соперники в регионах не выдвигаются. Поскольку Александр Гусев получил ярлык "на второй срок" и соответствующее разрешение для повторного выдвижения, мы видели, что никто из сопоставимых фигур воронежской политики не бросил ему вызов.

В свою очередь наиболее статусным из конкурентов Гусева эксперт назвал Андрей Рогатнева (КПРФ). В целом же все кандидаты - люди достаточно известные в политической жизни региона, хотя и не все. 

- Тем не менее, это люди не ресурсные. Или поменьше мере не сопоставимые ресурсами с Александром Гусевым. Это сразу задало определенное качество кампаний: полное ресурсное преимущество действующего губернатора и отсутствие оппонентов, сопоставимых ему по влиянию и по объему ресурсов.

Задумка же переизбранного губернатора и его команды, как предполагает политолог, состояла в том, чтобы сделать его кампанию "вполне дежурной" -  как таковой политической кампании у Гусева не было. В этот период он попросту в наиболее активном режиме демонстрировал эффективность своей работы в качестве губернатора и перспективы решения имеющихся проблем на следующую пятилетку.

- Стилистка так называемой кампании Гусева - это работа в качестве губернатора и, скажем так, некоторое акцентирование на ее перспективах. Мы видели его поездки по региону, встречи, активные "десанты" федеральных чиновников - все это должно было у лояльного избирателя создать картинку того, чем Гусев занимается и чем он будет заниматься следующий губернаторский срок. 
Мы видим также, что Гусев не дебатировал с оппонентами, и вообще элементов политической кампании мы в целом не наблюдали. 

Слатинов напомнил, что Воронежская область во второй раз будет управляться губернатором-технократом, который избегает излишней публичности. Тем не менее на этих выборах он больше общался с прессой, коммуницировал с представителями сфер, но "все равно это проходило в привычной ему стилистике, соответствовало его характеру и темпераменту". 

- Тот набор оппонентов, который обозначивался на выборах для Гусева, не представлял для него угрозу. Они сами понимали, что участвуют в референдумной кампании. 

Все же наиболее активного из кандидатов, без учета Александра Викторовича, Владимир Слатинов определил. Им стал Андрей Рогатнев. Это и способствовало тому, что он занял второе место. 

Что касается интереса к выборам, то тут медиа и представителей других отраслей больше интересовали перестановки внутри облправительства- "это представляло собой интригу, это представляло собой интерес, и это было заметно". 

- Именно поэтому, из-за отсутствия интриги яркой политической кампании и, будем говорить честно, вот такого технократического позиционирования, кампания не зацепила в очередной раз Воронеж. 

Эксперт отмечает, что одной из интриг на выборах были явка и результаты голосования, и вот, "явка оказалась вялой и неприятной историей для Гусева".

- Почему? Потому что он был мэром Воронежа. И то, что в городе явка оказалась крайне низкой с учетом трехдневного голосования и ДЭГ, конечно, для Гусева мягко говоря должно быть неприятно. Некоторые пытаются утверждать, что низкая явка - это якобы согласие людей с текущим положением дел. Это слабое утешение, потому что низкая явка - это отсутствие поддержки, и это очевидная вещь. Ясно, что основной электорат был мобилизован на сельских территориях, и здесь мы наблюдаем уже не в первый раз картину, тоже, в общем, не очень приятную для региональных властей, когда ряд территорий Воронежской области может рассматриваться как ряд территорий с электоральной аномалией.

Случаи с районами, где явку фиксировали на уровне 80 и даже 90%, работали на общий результат, но внешне не очень хорошо позиционировали политическую кампанию. Однако в Воронежской области, скорее всего, уже привыкли к тому, что такое явление имеет место быть и довольно часто.  

- По результату можно сказать, что Гусеву и его команде в рамках референдумной кампании удалось главное: мобилизовать лояльный электорат для демонстрации убедительных цифр. В числе неприятных моментов, как я уже сказал, крайне низкая явка в областном центре и очередная демострация зон электоральных аномалий в регионе. Кроме того, в ходе кампании проявились внутренние противоречия в команде - мы видели выплавающую наружу борьбу вокруг губернатора и его второго срока, повестки дня и кадровых вопросов. Это был тоже не очень приятный эпизод. Но в целом можно сказать, что кампания для Александра Гусева с точки зрения ее замысла как референдумной, дежурной и скучной, прошла относительно успешно.

Политолог Виктория Черникова в комментарии "ВН" также сделала акцент на аномальной явке в некоторых районах региона, которая ее, как эксперта, "напрягает". Об отсутствии прямых конкурентов для Гусева говорил ранее Владимир Инютин. По его мнению, выборы губернатора для оппозиционеров были своеобразной тренировкой перед борьбой за мандаты в облдуме.