Заботливый отец, монах, соратник царя и борец с суевериями: что мы знаем о Святителе Митрофане
В Воронеже празднуют 400-летие Святителя Митрофана
© Фото: Воронежская епархия
17 сентября в Воронеже масштабно отмечается 400-летие Святителя Митрофана. День выбран в честь даты второго обретения и перенесения мощей святого в 1964 году. Святым мы его считаем после смерти, но каким он был во время своей жизни?
Михаил Васильев родился в 1623 году на Владимирской земле. Он стал сельским священником, женился и воспитывал сына, пока в 39 лет смерть не забрала супругу. Тогда вдовец принял решение стать монахом. Новое имя он получил в честь Митрофана Константинопольского. Уже через 3 года после пострижения отца Митрофана попросили возглавить Космо-Яхромский монастырь. Позже, уже игуменом, стал настоятелем другого монастыря - но и там уединенной жизни у него не было. Приходили паломники, часто наведывались высокопоставленные гости. Бывал и царь Федор Алексеевич, который в итоге попросил Митрофана стать епископом новой Воронежской епархии.
Важно понимать, что тогда представляла собой воронежская земля для нового епископа. Окраина, где было много непросвещенного народа, в том числе - беглых крестьян и преступников. А вот священников - мало, часто храмы стояли закрытыми. Из тех, кто служил, еще меньше встречалось грамотных людей, которые могли не поддаваться суевериям и отучать от них паству. Да и паства была тоже непростая - большое количество старообрядцев. Процветал церковный раскол. Монахи бедствовали и зависели от своих дарителей.
К приезду нового епископа не был приготовлен даже достойный дом - жил первое время Митрофан на постоялом дворе. Однако заботило его больше строительство нового величественного Благовещенского храма, а не своего личного жилья. За время святительства владыки Митрофана количество действующих храмов возросло со 182 до 239, кроме того - открылись прежде закрытые церкви. Специально для обучения священников были определены два монастыря.
Пока старообрядцы называли царя Петра I антихристом, упрекая в поклонении западным ценностям, Святитель Митрофан оказывал ему поддержку как просветителю, стремящемуся к укреплению государства. Всем было известно о хороших отношениях между царем и епископом, однако Митрофан мог строго и жестко говорить с Петром, если был не согласен в вопросах веры. Например, войти во дворец, украшенный языческими идолами, Митрофан однажды не захотел - развернулся и ушел.
«Пока государь не уберет идолов, которые соблазняют простой народ, не приду во дворец. Если надо, пусть сам идет ко мне», - только и просил передать. В ярости государь приказал явиться епископу под угрозой казни. Но тот просто стал готовиться ко смерти, напомнив Петру слова Апостола: «Для меня жизнь – Христос, и смерть приобретение». Царь устыдился и попросил прощения у Святителя.
Перед кончиной Митрофан принял великую схиму с именем Макария. 6 декабря 1703 года архипастырь причастился и скончался. Он завещал похоронить его как монаха, в одеждах схимника, а не богатом наряде епископа. «Не осталось у меня более такого святого старца, буди ему вечная память!» - сказал Петр I.
Мощи святителя Митрофана Воронежского пребывают ныне в Воронежском Благовещенском соборе. Поклониться им приезжают поломники со всей России.