Воронежская группа «Абстрактор» получила II премию международного фестиваля

icon 08/12/2021
icon 19:17

©

Прогрессив-фолк-группа «Абстрактор» дебютировала в Воронеже на фестивале «Джазовая провинция» в 2016 году. Потом было еще много известных фестивалей и конкурсов, благодаря которым «Абстрактор» завоевал признание как одна из выдающихся российских групп, обладающая собственным неповторимым стилем.

В 2021 году свое пятилетие группа отметила получением II премии международного фолк-фестиваля «Зарайская слобода». Это стало поводом для встречи с одним из основателей группы, композитором и пианистом Ярославом Борисовым. Беседовать будем о специфике фольклора в разных странах, о взаимосвязи академической и народной музыки и на прочие интересные темы, связанные с прогрессивной и современной музыкой.

- Расскажи, в каком формате проходил фестиваль «Зарайская слобода» и как вы попали в число солидных конкурсантов?

- Знаменитые группы «Zventa Sventana» и «Добраночь» - разве не круто выступать с ними в одном конкурсе? «Zventa Sventana» - проект известной фольклорной и джазовой певицы и композитора Тины Кузнецовой, лауреата множества музыкальных премий. Группа несколько лет назад выступала в Воронеже на опен-эйре «Музыка мира» Платоновского фестиваля. Конечно, тягаться с Тиной и Ко, получившими первую премию в номинации «Мастера» было тяжеловато, но мы довольны!

Вторую премию в категории «Мастера» наш «Абстрактор» разделил с известным питерским оркестром «Добраночь», исполняющим русский, еврейский и балканский фольклор. Коллектив имеет и международное признание и множество премий. Очень сильные конкуренты, и мы рады, что оказались на их уровне.

Сам международный независимый фолк-фестиваль «Зарайская слобода» проходит регулярно в Подмосковье, но в этом году из-за ковидных ограничений конкурсная часть программы проходила онлайн.

 

- Какую программу представили вы? Это были композиции из первого альбома «Абстрактора», записанного в 2018 году, или же вы представили новые композиции?

- Специально для конкурса «Абстрактор» записал песню «Можно познати», которая скоро появится в сети. Также были представлены песни из первого альбома». «Можно познати» мы уже несколько раз исполняли - на концертах в Никитинском театре, в Липецке и Москве. Эту композицию мы записали в воронежском Доме композиторов.

- Ты несколько лет прожил в США, где учился в университете в Северной Каролине. С учетом американского опыта, изменилось ли твое отношение к русскому фольклору? И повлияла ли на тебя, как композитора и исполнителя, американская народная музыка?

- Конечно, я получил огромный опыт, обучаясь в США, но американская фолк-музыка, кантри, блюз, блюграсс меня мало заинтересовали. Американские фольклорные традиции оказались мне не очень близки. Наоборот, стал больше ценить русскую традицию, потому что она кажется мне более разнообразной.

Конечно, есть ещё индейская традиционная музыка, которая мне показалась интереснее. С Алисой Апрелевой, российской певицей, композитором, виолончелисткой, которая долго жила в США, мы сделали композицию «Дакота», которую играли на концертах в США и России. Это нереально прекрасная, стремительная песня, вернее, мы сделали её очень стремительной, с флейтой и вокалом. Но, к сожалению, индейская музыка в Америке не слишком распространена, ее исполняют лишь на локальных фестивалях традиционных культур, насколько я понял.

Кстати, в Северной Каролине, где я учился, есть резервация индейцев лабми (lumbee) . И они проводят такие сборы-фестивали, с кострами и прочей атрибутикой традиционной жизни индейцев, хотя, на мой взгляд, подобные мероприятия уже обретают черты лубочности, если можно так выразиться. Это не какие-то глубинные традиции, люди племени ламби сейчас так не живут, но, тем не менее, они чтут свою культуру. Мы дружим с одной семейной парой, они оба этнические ламби. Так вот в обычной жизни, общаясь между собой, ламби используют своеобразный диалект, смесь английского с какими-то их специальными словечками, такой суржик. Вот это действительно необыкновенно интересно, но, к сожалению, глубоко познакомиться с этими традициями я не успел. Пандемия…

 

- Ты сказал, что глубже стал ценить российскую народную музыку. Почему?

- Наша традиционная музыка, что касается ладов и ритма – это богатейшая культура. Я просто оценил это заново. И также понял для себя, что не очень глубоко в этом разбираюсь.

Когда я был в США, начал переписываться с Ириной Пыжьяновой. Она известная фольклористка, певица. Ирина мне прислала много интересного материала о ритмических основах, ладах и прочем в российском фольклоре, все это внимательно изучаю сейчас. Уже есть планы сделать что-то совместное в рамках «Абстрактора», решили посвятить этому проекту зимние месяцы, поскольку концертов у нас не будет.

Для нового альбома «Абстрактора» нашел пару мелодий в этнографических записях своих друзей, выпускников кафедры фольклористики ВГИИ, ансамбля «Воля». Тем не менее, для меня народная музыка - это такое явление, на которое я реагирую скорее эмоционально. Ловлю какой-то импульс, интересные мелодические обороты, и стараюсь это преломлять в своем стиле, использую это как материал. Я не собираюсь притворяться, что я этнограф или фольклорист. Меня не слишком интересует аутентичность исполнения, меня волнуют скорее какие-то искрометные моменты, которые провоцируют творческую фантазию.

- В большей степени ты все-таки склонен к академической и прогрессивной музыке. Насколько возможно ее соединение с народной традицией?

- Вообще, такое слияние родилось довольно давно, в творчестве Белы Бартока. Это известный академический композитор, который, по сути, стал первым этнографом в истории музыки. Он тщательно изучал венгерский фольклор, ездил по деревням, записывал, и потом использовал все эти лады, ритмические структуры в академической композиции. Делал на очень глубоком уровне то, к чему мы в «Абстракторе» только пытаемся приблизиться. Мы тоже делаем обработки фольклора на основе академической традиции, но когда пишем свои пьесы, мы не используем фольклорные лады в оригинальном виде. Это скорее свободная фантазия на тему, фольклорные мотивы впитываются и вписываются в музыкальную ткань сами собой, и получается что-то на грани «прога» и народной традиций.