Рейтинг влиятельных людей Воронежской области – 2022: Геннадий Макин, место № 68
© Фото - "Коммерсантъ"
«Воронежские новости» продолжают публиковать рейтинг самых влиятельных людей Воронежской области. Ежедневно до Нового года мы будем публиковать список людей, которые, по мнению экспертов, оказывают существенное влияние на жизнь в регионе.
В хрестоматийной картине Сурикова «Меншиков в Березове» изображен бывший «первый сенатор», фаворит императора, «полудержавный властелин» во время ссылки, в убогой крестьянской избе. Драматический характер придает нарочитое несоблюдение художником пропорций: если Меншиков встанет, он пробьет головой потолок.
Судьба Геннадия Ивановича Макина, бывшего сенатора, дважды вице-губернатора, банкира, друга всех строителей и повелителя дорожных армян, очень напоминает судьбу торговца пирожками, ставшего вторым человеком империи, но закончившего свои дни в опале.
Геннадий Макин родился в 1957 году в Липецке в семье рабочих знаменитого тракторного завода, в юности слыл спортсменом – бегал, прыгал, боксировал. Кандидат в мастера спорта по боксу. После школы пошел по стопам отца. На год стал токарем на тракторном. Неизвестно, было ли это следствием неудачной сдачи вступительных экзаменов или просто набирал трудовой стаж, без которого на очное в советские времена поступить было проблематично.
Мечту «стать историком» Геннадий Иванович осуществил. В 1976 году поступил в Воронежский пед, на истфак – главную кузницу руководящих кадров. Был ленинским стипендиатом. Еще во время учебы попал на освобожденную комсомольскую работу, где дорос до первого секретаря Новоусманского райкома ВЛКСМ, а заодно и обрел новую малую родину. Мы говорим Новая Усмань, подразумеваем – Макин. После комсомола работа в двух новоусманских колхозах – парторгом и председателем, затем предРИКом, которых в 1991 году переименовали в глав администраций.
В 1992 году только что назначенный Ельциным губернатор-демократ Ковалев искал себе первого заместителя по сельскому хозяйству и предложил «партократам» выбрать кандидатуру из своей среды. Ковалеву веры не было. Удельные князьки выбрали самого молодого, отдавали, как девственницу дракону: «Иди, Гена, даже если уволит, успеешь в городе квартиру получить». Гена согласился, освоился очень быстро, с выдвинувшими его князьками стал говорить по матушке, оброс московскими связями. И через четыре года даже претендовал на пост губернатора.
Но победитель коммунист Шабанов его иезуитским способом снес. Поставил кандидатуру первого зама на голосование думы, а депутатов подговорил Геннадия Ивановича прокатить. Макин исчез с площади Ленина, 1 на восемнадцать лет.
Одиссея Макина началась с козырной должности – руководителя Федеральной продовольственной корпорации, отвечавшей за кормежку армии, флота и прочих силовиков. Должность Макина приравнивалась к статусу заместителя министра сельского хозяйства. Здесь он знакомится с Гордеевым. Ни один из предшественников Макина добром не закончил: тюрьма, в бега, тюрьма, в бега. Макин прошел между струек, продержавшись в должности почти два года. После смены министра ушел. Безуспешно пробовал вернуться в воронежскую политику, но в 2001 году с треском проиграл выборы в облдуму в родной Новой Усмани.
Следующее десятилетие Макин провел в статусе крупного ученого и банкира. Был, скорее, числился, замдиректора аграрного НИИ, написал неизвестно с чьей помощью докторскую, командовал филиалом чеченского «Московского индустриального банка» в ранге вице-президента. Через пару лет после прихода Гордеева в губернаторы стал сенатором. Менял в
Совфеде экс-губернатора Кулакова, через три года сдал пост Галине Кареловой.
В 2014 году Гордеев из сенаторов вернул Макина на должность политического вице-губернатора – руководителя аппарата, да еще и с кураторством строительства и дорог. Второй приход Геннадия Ивановича на площадь Ленина, 1 был настолько ярок, что многим казалось, что он никуда и не уходил. Обладал бешеной трудоспособностью. Руководил по большей части матом, мог ломать через колено, но во все детали вникал досконально и если чувствовал, что неправ, мог дать заднюю. Выражение «Макин – это отдельная ветвь власти» стало обиходным. Дружил с Увайдовым против Маркова. От той войны остались мем «утопленный таксист» и ответное – «я на такси не езжу». Публично ругался с бобровским Балбековым: «Сами вы больной, Геннадий Иванович». Был близок с Нетесовым, чем-то успел обидеть мэра Гусева. Да так, что, став и.о. губернатора, Гусев распрощался с Макиным, не дожидаясь выборов. Стили руководства резкого Макина и мягкого Гусева были в принципе несовместимы.
И вот четыре с половиной года на пенсии. Первое время мечтал вернуться во власть через выборы в областную думу. Но, поняв отсутствие шансов денег против административного ресурса, от затеи отказался. Вернулся в родную Новую Усмань. Чем занимается, толком сказать никто не может. Официально – основной владелец «ВоробьевкаАгро», в которое входит крупный молочный комплекс. По слухам, еще и асфальтовый завод есть в Липецке. И непонятно кому принадлежит в реальности построенный в Анне при участии Макина-банкира элеватор-гигант. Но любая экономическая деятельность должна нагонять на Геннадия Ивановича зевоту.
Есть суперстрасть. Она зовется власть.