
Явление «ректора-звезды» Ендовицкого народу все же свершилось на очередном заседании по делу Сироткиной
Экс-ректор ВГУ дал показания на заседании по делу Сироткиной в Воронеже

© СИ "Воронежские новости"
Вчера, 7 октября, в Ленинском районном суде города Воронежа прошло очередное заседание по делу бывшей заведующей кафедрой ВГТУ Натальи Сироткиной. На этот раз долгожданного свидетеля, который должен был появиться в зале суда еще двумя неделями ранее, экс-ректора ВГУ, Дмитрия Ендовицкого, все же доставили в суд. Что же рассказал свидетель на заседании – в нашем материале.
Напомним, по данным следствия, в феврале 2022 года Ендовицкий передал профессору Трещевскому 600 тысяч рублей в качестве взятки, надеясь, что эти средства помогут его супруге Елене успешно защитить диссертацию. Предполагается, что Трещевский, в свою очередь, передал эти деньги членам диссертационной комиссии.
Допрос экс-ректора длился около двух часов, однако вопросы со стороны адвокатов были не столь многочисленны. Ендовицкий, в свою очередь, устроил почти театральный монолог, в котором упомянул о своем статусе «ректора-звезды».
Главной мыслью речи бывшего ректора госуниверситета был тот факт, что Сироткина, занимая пост председателя диссовета ВГТУ, не является должностным лицом, и, следовательно, вопрос о взятке неуместен. Бывший ректор подчеркнул, что, якобы, не принимал участия в защите диссертации своей супруги, хотя закон не запрещает ей защищаться в вузе, которым он руководит. Тем не менее, Ендовицкий выражал опасения по поводу возможных обвинений в том, что он мог «протолкнуть» ее работу. Поэтому выбор ВГТУ, обладающего необходимой специализацией, казался ему наиболее разумным. Трещевский, по его словам, не имеет информации о финансовых операциях и отношениях с Сироткиной. При этом тот обрадовался, узнав о своей роли научного консультанта Елены Ендовицкой.
На допросе бывший ректор университета, с гордостью заявил: «Я не просто ректор, я – звезда», на что гособвинитель с иронией ответил: «Это точно». В ходе разбирательства выяснилось, что их отношения носили исключительно деловой характер. Гособвинитель представил расшифровки с видеозаписей, на которых Сироткина и Трещевский обсуждают стоимость защиты в ВГУ и ВГТУ. Трещевский отметил, что услуги в ВГУ стоят дороже, в то время как Сироткина озвучила сумму в 600 тысяч рублей «все включено», включая оплату оппонента и банкет. Из этой суммы 300 тысяч рублей должны были быть отправлены в Москву, а оставшаяся часть оставалась на диссовет.
Ендовицкий, комментируя эти факты, назвал их «нечистоплотными нарративами следователей», подчеркивая, что ни его имя, ни имя его жены не упоминаются в записях. Также он отметил, что изъятый конверт с фамилией Ендовицкой, найденный у второй подсудимой Лубянской, не содержит никаких улик.
Прокурор настаивал на том, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий в кабинете Сироткиной при пересчете денег была упомянута фамилия Ендовицких. Более того, Сироткина в резкой форме высказалась о бывшем ректоре, заявив: «Остается 300 тысяч рублей, и я уйду работать в ВГУ. Что мы еще можем попросить от этого драного ректора? Ну миллион долларов». В завершение допроса адвокат Грохотов попросил суд рассмотреть возможность признания его клиента потерпевшим. Защитник отметил, что в статусе свидетеля они не имеют доступа к доказательствам по делу о взятке. Суд отклонил эту просьбу, указав на то, что процессуальный статус уже был определен следственными органами.
Напомним, на заседании 18 сентября прокуратура представила новые детали дела экс-заведующей кафедрой ВГТУ Натальи Сироткиной. В суде были озвучены данные о ее недвижимости, включая здание на территории СНТ СХИ и несколько жилых помещений. В минувший вторник, 30 сентября, прокурор зачитал протокол осмотра мобильных телефонов подсудимой и расчетных счетов, принадлежащих ей и Сергею Лукьянову — 47-летнему ученому секретарю экспертного совета по экономическим наукам ВАК, который, по версии следствия, также входил в преступную группу и передавал деньги Сироткиной. А на заседании в минувший четверг, 2 октября, прокурор представил протокол осмотра видеофайлов с камеры видеонаблюдения, установленной в кабинете Натальи Сироткиной. Представитель обвинения озвучил стенограмму записанных диалогов между Натальей Сироткиной, Элиной Лубянской и их коллегами. В этих материалах также содержится разговор с заведующим кафедрой экономики и управления организациями ВГУ Юрием Трещевским.
Ранее суд продлил арест имущества дочери обвиняемой в получении взяток на три месяца. Следственные органы полагают, что, занимая пост председателя диссертационного совета, Сироткина организовала преступную группу, которая систематически получала взятки от лиц, желающих защитить свои диссертации на соискание ученых степеней кандидата или доктора экономических наук. С 2019 по 2022 год участники этой группы получили взятки на сумму свыше 8,7 миллиона рублей.



